Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 16.05.2005 N А64-4857/04-6 Ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 мая 2005 г. Дело N А64-4857/04-6“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Тамбовской области на Решение от 28.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4857/04-6,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Тамбовской области (преобразованная Приказом N 16а от 25.11.2004 УФНС по Тамбовской области в Инспекцию ФНС РФ N 3 по Тамбовской области) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о ликвидации крестьянского фермерского
хозяйства “Ромашка“, с. Курбитчино Рассказовского района Тамбовской области, в связи с нарушением ответчиком требований ч. 1 ст. 23 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, налоговому органу отказано в иске о ликвидации КФХ “Ромашка“ со ссылкой на то, что правила п. 2 ст. 61 ГК РФ не применимы при ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое в силу ст. 23 ГК РФ юридическим лицом не является.

Не согласившись с названными судебными актами, налоговый орган обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции как незаконные, ссылаясь на то, что факт регистрации КФХ “Ромашка“ в качестве юридического лица подтвержден Постановлением администрации Рассказовского района Тамбовской области N 381 от 05.08.92 и внесением КФХ 21.12.94 в Единый государственный реестр юридических лиц за N 681500190.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Ссылаясь на то что ответчик, с 1999 г. в нарушение ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ не представляет в налоговый орган отчеты о финансово-хозяйственной деятельности КФХ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, указав, что ликвидация КФХ в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ невозможна, поскольку КФХ не является юридическим
лицом в силу ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

В то же время суд кассационной инстанции считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется Федеральным законом “О крестьянском фермерском хозяйстве“ от 11.06.2003 N 74-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 23 вышеназванного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1, вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010.

Следовательно, на такие крестьянские фермерские хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона, иных нормативных актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В ст. 21 Закона определен перечень условий прекращения деятельности крестьянского хозяйства.

Однако заявленное истцом основание в указанный перечень не включено.

Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов. Таким образом, ликвидация на основании ст. 61 Гражданского кодекса РФ возможна лишь в отношении юридических лиц, фактически осуществляющих свою деятельность.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют подтверждения того, что ответчик ведет хозяйственную деятельность, нет данных о движении денежных средств КФХ “Ромашка“ на расчетных счетах в кредитных организациях.

Более того, по сведениям налогового органа, ответчик с 01.01.99 и до настоящего времени не представляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности КФХ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предпринимательской и иной деятельности КФХ “Ромашка“.

Ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения процедуры
банкротства отсутствующего должника (параграф 2 гл. 11 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве“).

Учитывая изложенное, порядок ликвидации юридических лиц, предусмотренный п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ в данном случае применению не подлежит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4857/04-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.