Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.04.2005 N А35-4826/04-С3 Налоговое законодательство не содержит запрета на выставление инкассовых поручений после возврата их кредитными учреждениями в связи с закрытием счетов налогоплательщиков, как не содержит и срока повторного выставления инкассовых поручений в этом случае.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 апреля 2005 г. Дело N А35-4826/04-С3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“ и Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области на Решение от 22.12.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-4826/04-С3,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“ (концерн “Росэнергоатом“) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции МНС РФ N 11 по Курской
области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования N 2874 от 20.12.2002 в части взыскания пеней по налогу на пользователей автодорог в сумме 272313246 руб. 77 коп., Решения N 2 от 11.02.2003 “О взыскании налога, сбора, а также и пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках“ в части взыскания пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 272313246 руб. 77 коп., инкассового поручения N 59 от 11.02.2003 в части взыскания пеней по налогу на пользователей автодорог в сумме 272313246 руб. 77 коп. (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Курской области от 22.12.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Судом признано недействительным требование об уплате налога N 2874 от 20.12.2002, в части предложения налогоплательщику уплатить пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 72910324 руб. 47 коп., Решение N 2 от 11.02.2003 “О взыскании налога, сбора, а также и пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках“ в части взыскания с концерна “Росэнергоатом“ пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 72910324 руб. 47 коп., инкассового поручения N 59 от 11.02.2003 в части взыскания пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 72910324 руб. 47 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Концерн “Росэнергоатом“, Инспекция в кассационной жалобе просят отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований
для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, концерн “Росэнергоатом“ в результате реорганизации путем присоединения, произведенной на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.09.2001 N 1207-р и Министерства имущественных отношений РФ от 29.10.2001 N 3001-р, является правопреемником присоединенного к нему ФГУП “Курская АЭС“ в соответствии с передаточным актом от 28.02.2002 и состоит на налоговом учете по месту нахождения структурного подразделения - филиала “Курская АЭС“ в Межрайонной инспекции МНС России N 11 по Курской области.

Согласно передаточному акту от 28.02.2002 концерну переданы активы и пассивы ФГУП “Курская АЭС“, в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в суммах соответственно 2176828000 руб. и 625368000 руб.

Налоговым органом было направлено ФГУП концерн “Росэнергоатом“ требование N 2874 от 20.12.2002 об уплате 77457579 руб. налога на пользователей автодорог и 272313246 руб. 77 коп. пени за несвоевременную уплату налога на пользователей дорог.

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования Инспекцией было принято Решение N 2 от 11.02.2003 “О взыскании налога, сбора, а также и пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках“, на основании которого к счету концерна выставлено инкассовое поручение N 59 от 11.02.2003 на принудительное списание денежной суммы - 272313246 руб.

Не согласившись с указанными ненормативными актами, концерн обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Частично удовлетворяя требования налогоплательщика, суд правомерно исходил из следующего.

Материалами дела установлено, что ФГУП “Курская АЭС“, являясь субъектом предпринимательской деятельности, представляло в Инспекцию налоговые декларации по налогу на пользователей автодорог, однако уплату исчисленного налога в федеральный и территориальный бюджеты производило не
в полном объеме и с нарушением установленных сроков уплаты.

По состоянию на 14.10.2003 задолженность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог погашена, в том числе в 2002 - 2003 гг. погашение производилось на основании договоров налогового кредита N 007 и N 008 от 25.12.2001, заключенных между ГП “Курская АЭС“ и Комитетом строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области.

В связи с несвоевременной уплатой налога налоговым органом начислялись пени на суммы просроченной задолженности, которая по состоянию на 01.01.2002 составила 272313246 руб. 77 коп.

Для взыскания задолженности по уплате налога на пользователей автодорог и пени за его несвоевременную уплату налоговым органом предпринимались меры принудительного взыскания, предусмотренные Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и НК РФ.

Требования в части уплаты пени по налогу на пользователей автодорог налогоплательщиком оставлены без исполнения, а инкассовые поручения возвращены кредитными учреждениями 04.04 - 08.04.2002 в связи с закрытием счетов государственного предприятия “Курская АЭС“. Причиной закрытия счетов явилась реорганизация предприятия путем присоединения его в качестве филиала к ФГУП “Росэнергоатом“.

Согласно п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога принять решение о взыскании налога, сбора, а также пеней за
счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.

Пунктом 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе обратиться с заявлением о взыскании недоимки как с физического, так и с юридического лица в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненные требования.

При этом данная норма не содержит критерия, позволяющего определить, в чем должно состоять изменение налоговой обязанности, дающее налоговому органу основание для направления налогоплательщику уточненного требования.

Вместе с тем, исходя из взаимосвязанного толкования ст. ст. 8, 17, 19, 44, 45 НК РФ, судом установлено, что к моменту направления налоговым органом налогоплательщику требования N 2874 от 20.12.2002 имело место возникновение ряда юридических фактов, с которыми налоговый орган имел право связывать изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на пользователей автодорог, а именно:

- изменились сроки уплаты налога в связи с заключением договоров налогового кредита в декабре 2001 г.;

- изменился правовой статус налогоплательщика в связи с реорганизацией ГП “Курская АЭС“ путем присоединения его в качестве филиала к ФГУП “Росэнергоатом“, которая осуществлена 14.10.2002.

По состоянию на указанную дату налоговым органом и налогоплательщиком составлен акт сверки расчетов по платежам в бюджет, подтверждающий наличие у налогоплательщика задолженности по уплате налога на пользователей автодорог в сумме 77664974 руб. и пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 272313246 руб. 77 коп. Указанная задолженность перенесена в лицевой счет по учету уплаты налога на пользователей автодорог ГП “Концерн “Росэнергоатом“, а налогоплательщику
направлено требование N 2874 от 20.12.2002 с указанием в нем в качестве установленного срока уплаты налога 14.10.2002, т.е. даты составления акта сверки, поскольку именно на эту дату были определены налоговые обязанности концерна.

При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что оспариваемое налогоплательщиком требование и решение приняты налоговым органом с соблюдением установленного порядка и сроков, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными по основанию несоответствия требованиям, установленным ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ.

Кроме того, суд пришел к правомерному выводу об обоснованном выставлении к расчетному счету реорганизованного предприятия инкассового поручения N 59 от 11.02.2003, поскольку оно выставлено с соблюдением установленного порядка. Налоговое законодательство не содержит запрета на выставление инкассовых поручений после возврата их кредитными учреждениями в связи с закрытием счетов налогоплательщиков, как не содержит и срока повторного выставления инкассовых поручений в этом случае.

Признавая недействительными требование, решение и инкассовое поручение в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 72910324 руб. 47 коп., суд указал на факт завышения подлежащей взысканию суммы пени, поскольку при расчете подлежащих уплате пеней за период после 01.01.2001 налоговым органом необоснованно включен в сумму, с которой исчисляются пени по платежам в территориальный дорожный фонд, сальдовый остаток пеней, начисленных на ту же дату в федеральный дорожный фонд, кроме того, Инспекцией не представлено доказательств выставления к счетам налогоплательщика инкассовых поручений на полную сумму начисленных им пеней.

Положенные в основу кассационных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного
акта, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.12.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-4826/04-С3 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.