Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2005 N А68-АП-78/11-04 Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 апреля 2005 г. Дело N А68-АП-78/11-04“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение от 02.11.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-78/11-04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Туласпирт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Инспекция), о признании недействительным Решения N 459-ф от 19.12.2003 в части произведенных
за 2002 г. доначислений единого социального налога в сумме 1215251 руб. 16 коп., пени - 158711 руб. 80 коп., штрафа - 243050 руб. 23 коп. (с учетом уточнения требования).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2004 заявленное требование Общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительными действий Инспекции по доначислению ЕСН за 2002 г. в размере 843435 руб. 20 коп. и пени в размере 158711 руб. 80 коп., как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя Общества, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемый акт не подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства, в частности, о едином социальном налоге (взносе) за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

В ходе проверки Инспекцией сделан вывод о неполной уплате Обществом единого социального налога. Данные обстоятельства отражены в акте N 797-ф от 27.11.2003.

По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято Решение N 459-ф от 19.12.2003, в соответствии с которым Общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 253407 руб., а также было предложено уплатить доначисленный ЕСН в размере 1267035 руб. 01 коп., в том числе за 2002 г. в сумме 1215251 руб. 16 коп., и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 180482 руб. 25 коп., в том числе 158711 руб. 80 коп.

Общество, не согласившись с решением Инспекции
в части доначисления единого социального налога в сумме 1215251 руб. 16 коп. и соответствующих налоговых санкций и пени, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

При рассмотрении спора судом установлено, что начисленные, но не уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3577861 руб. 55 коп. за налоговый период 2002 г. вошли в требование об уплате налогов, сборов N 08-2380 от 20.08.2002.

Данная сумма признана налогоплательщиком и включена в реестр кредиторов.

Остальную сумму страховых взносов в размере 1215251 руб. 61 коп., начисленную, но не уплаченную за 2002 г., Инспекцией решено было взыскать в качестве недоимки по единому социальному налогу.

Общество находится в стадии банкротства, в отношении него Определением Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2002 введено внешнее управление (дело N А68-126/Б-02), Определением от 11.09.2003 внешнее управление было продлено на шесть месяцев. 11.11.2004 решением суда по делу N А68-126/Б-02 Общество признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком на 1 год.

В соответствии со ст. 243 НК РФ (в редакции Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2001) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

С учетом этого федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в полном соответствии с положениями НК РФ, имеющими большую юридическую силу.

Статьей
5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“ при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.

Учитывая, что Закон РФ от 31.12.2001 N 198-ФЗ был опубликован 31.12.2001, выводы суда первой инстанции о том, что предусмотренный порядок исчисления единого социального налога должен применяться с 01.01.2003, то есть с первого числа очередного налогового периода, наступившего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного Закона, является законным и обоснованным.

Таким образом, применительно к налоговому периоду 2002 г. ст. 243 НК РФ действовала в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, в соответствии с которой сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При этом положение о признании занижения суммы налога, подлежащего уплате, в случае превышения примененным налоговым вычетом суммы фактически уплаченного страхового
взноса за тот же период, ст. 243 НК РФ в указанной редакции не предусматривалось.

Из данных положений исходил также налоговый орган, выставляя требование N 08-2380 от 20.08.2002 об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование за налоговый период 2002 г.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.

Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.11.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-78/11-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.