Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.03.2005 N А35-8189/04-С22 Расходы на льготную оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 марта 2005 г. Дело N А35-8189/04-С22“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета социального обеспечения Курской области, г. Курск, на Решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2004 по делу N А35-8189/04-С22,

УСТАНОВИЛ:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Курской области и Комитету социального обеспечения Курской области о взыскании 13590322 руб. 64 коп. в возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в том числе 13555104 руб. 53 коп.
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О ветеранах“ и 35218 руб. 11 коп. - “О социальной защите инвалидов в РФ“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Курской области.

Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои исковые требования и просил суд взыскать убытки, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О ветеранах“ с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области.

В процессе рассмотрения спора исковые требования о возмещении расходов, связанных с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, в сумме 35218 руб. 11 коп. выделены в отдельное производство. В качестве ответчика привлечена Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области. Комитет ЖКХ Курской области исключен из числа ответчиков.

Решением Арбитражного суда Курской области от 07.12.2004 с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в пользу Комитета ЖКХ г. Курска взыскано 13555 104 руб. 53 коп. В иске к Комитету ЖКХ Курской области отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не соглашаясь с решением арбитражного суда, Комитет социального обеспечения Курской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного.

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение арбитражным судом ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела,
обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 03.01.2002 между Комитетом ЖКХ Курской области (Комитет) и Комитетом ЖКХ г. Курска (исполнитель) был заключен договор N 31/1, по условиям которого исполнитель обязался осуществить в 2002 г. предоставление льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“, а Комитет - в соответствии с Постановлением Правительства Курской области N 74 “О порядке взаимодействия Комитета социального обеспечения Курской области и иных получателей бюджетных средств, обеспечивающих финансирование льгот“ перечислять денежные средства в пределах средств, выделенных в бюджете области, на возмещение выпадающих доходов от предоставления таких льгот.

Дополнительным соглашением от 31.12.2002 к договору от 03.01.2002 N 31/1 стороны продлили действие договора на тех условиях на срок до 31.12.2003.

По состоянию на 01.01.2004 в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ истец предоставил населению Курской области льготы по оплате коммунальных услуг на сумму 13555 104 руб. 53 коп.

Размер понесенных истцом расходов ответчиком не оспаривается.

Ссылаясь на то, что компенсация доходов, выпадающих в связи с предоставлением льгот, в указанной сумме за спорный период истцу не производилась, Комитет ЖКХ г. Курска обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ расходы на льготную оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с чем обязанность по их возмещению лежит на Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области, как главном распорядителе бюджетных средств.

Суд кассационной
инстанции считает выводы арбитражного суда соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пп. а, б п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курской области от 12.02.2002 N 74 “О порядке взаимодействия Комитета социального обеспечения Курской области и иных получателей бюджетных средств, обеспечивающих финансирование льгот и услуг в соответствии с Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“, действовавшим до 26.08.2003, и Постановлением Правительства Курской области от 26.08.2003 N 87 “О порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг в соответствии с федеральным законодательством“ установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг, в том числе ветеранам.

Главным распорядителем бюджетных средств по указанной классификации назван Комитет социального обеспечения Курской области, который перечисляет получателям бюджетных средств средства областного бюджета, выделенные на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Согласно ст. 36 Закона Курской области от 30.12.2002 “Об областном бюджете на 2003 год“ главный распорядитель средств областного бюджета выступает в суде от имени казны Курской области по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием)
соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности.

Арбитражным судом установлено, что бюджетом области на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по реализации ФЗ “О ветеранах“ было выделено 147000000 руб., которые были перечислены Комитету социального обеспечения Курской области. Однако расходы истца по предоставлению соответствующих льгот оплачены не были.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ.

В соответствии со ст. ст. 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, дав в соответствии со ст. ст. 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2004 по делу N А35-8189/04-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.