Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.03.2005 N 48-3681/04-10 Независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (с правами юридического лица или без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 марта 2005 г. Дело N 48-3681/04-10“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 17 марта 2005 г.

(дата рассмотрения дела)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе, Орловской области, на Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2004 по делу N А48-3681/04-10,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мценске и Мценском районе, Орловской области, (далее Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с иском к главе Крестьянского
(фермерского) хозяйства “Чумаков В.И.“ Ф.И.О. г. Мценск, Орловской области, о взыскании 3600 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 и 509 руб. 83 коп. пени за просрочку платежа.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2004 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить состоявшееся судебное решение, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального права.

Стороны надлежащим образом уведомлены о дне рассмотрения кассационной жалобы, но в суд округа не явились. Судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу о необходимости решение суда отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, КФХ “Чумаков В.И.“ зарегистрировано Постановлением администрации Мценского района 24.09.92 за N 493.

Ссылаясь на то, что требование Управления Пенсионного фонда от 17.03.2004 об уплате задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд в сумме 3600 руб. и пеней за просрочку платежа в сумме 509 руб. 83 коп главой КФХ “Чумаков В.И.“ Чумаковым В.И. не выполнено, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным иском.

Отказывая в иске, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что КФХ “Чумаков В.И.“ зарегистрировано до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а, следовательно, в силу Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ от 22.11.90 N 348-1 и Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ от 17.06.2003 N 74-ФЗ, оно приобрело статус юридического лица, которое вправе сохранить до 01.01.2010. В
таком случае требования пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона РФ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ на главу КФХ “Чумаков В.И.“ Чумакова В.И. не распространяются.

Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ.

Пунктом 3 ст. 1 ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ от 11.06.2003 N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ). На такие КФХ нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно ст. 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 7 указанного Федерального закона застрахованные лица - лица,
на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 7 ФЗ N 167).

В силу ст. 3 этого же Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии со ст. 28 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога.

Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (КФХ с правами юридического лица и без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.

Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Так как судом не исследовался
вопрос о правильности начисления задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, судебная коллегия считает необходимым Решение суда от 29.10.2004 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.

Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 3; 288 ч. ч. 1, 2; 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2004 по делу N А48-3681/04-10 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.