Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2005 N А09-10805/04-13 Последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 марта 2005 г. Дело N А09-10805/04-13

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области на Решение от 01.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.12.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-10805/04-13,

УСТАНОВИЛ:

Супоневское сельское потребительское общество Брянского облпотребсоюза (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Брянской области (реорганизована в Межрайонную инспекцию
Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области) от 26.07.2004 N 196 в части восстановления налога на добавленную стоимость в сумме 740110 руб., взыскания 171127,79 руб. пени, а также штрафа за неуплату данного налога в сумме 123989 руб.

Решением суда от 01.10.2004 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, при проведении выездной налоговой проверки Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Брянской области установлено, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налогоплательщиком в нарушение ст. ст. 170 - 172 Налогового кодекса РФ не был восстановлен и уплачен налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету по основным средствам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. В связи с указанным инспекцией составлен акт от 30.06.2004 N 196 и принято Решение от 26.07.2004 N 196 о взыскании с плательщика налога на добавленную стоимость в сумме 803312 руб., пени в сумме 171204 руб., а также применении штрафа за неуплату данного налога в сумме 129537 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий
(бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Иными словами, названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями п. 5 ст. 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. В данном случае налог на добавленную стоимость возмещен до перехода Общества на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах, а следовательно, оснований для взыскания штрафа за неуплату данных сумм налога не имелось.

При таких обстоятельствах правовых оснований для начисления Обществу сумм налога, пени и штрафа не имелось.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.12.2004 по делу N А09-10805/04-13 Арбитражного суда Брянской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.