Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2005 N А14-8868/2004/355/8 В случае нехватки в бюджете субъекта Российской Федерации средств на финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, денежные средства на указанные цели должны выделяться Министерством финансов РФ из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 февраля 2005 г. Дело N А14-8868/2004/355/8“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 18 февраля 2005 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2004 по делу N А14-8868/2004/355/8,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Юго-Восточная железная дорога“ (далее - ОАО “РЖД“ в лице филиала “ЮВЖД“), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковыми требованиями к Главному финансовому управлению администрации Воронежской области, г.
Воронеж, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Воронежской области, г. Воронеж, Министерству финансов РФ, г. Москва, о взыскании 223840 руб. убытков, понесенных за периоды с марта по май и с августа по декабрь 2003 года, в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате услуг связи, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец уточнил исковые требования и просил взыскать ранее заявленную сумму с Министерства финансов РФ.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области, г. Воронеж.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме, производство по делу в отношении Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Воронежской области и Главного финансового управления администрации Воронежской области прекращено.

Апелляционной инстанцией дело не рассматривалось.

Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить Решение от 09.11.2004 в части взыскания 223840 руб. убытков, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу истец просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя и оставить Решение суда от 09.11.2004 без изменения, как законное и обоснованное.

Представители УФК МФ РФ по Воронежской области, Главного финансового управления администрации Воронежской области и Главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд округа не
явились. Учитывая положения ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Министерства финансов РФ, кассационная коллегия считает, что принятое решение следует оставить без изменения по нижеуказанным основаниям.

Согласно ст. 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.95 N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и трансляционной точкой.

Как видно из материалов дела, 17.03.2003 Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области и ФГУП “ЮВЖД“ (правопредшественник филиала “ЮВЖД“ ОАО “РЖД“) заключили договор N 275, а 15.12.2003 - дополнительное соглашение к нему N 1561, о возмещении истцу расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи в соответствии в Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.95 N 181-ФЗ. Согласно условиям названного договора истец принял на себя обязательства по оказанию инвалидам услуг связи на льготной основе, предоставлению реестров лиц, пользующихся льготой, счетов-фактур, актов сверок, а Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области обязалось производить возмещение понесенных на реализацию льгот расходов в пределах полученных от Главного финансового управления администрации Воронежской области средств, выделенных на указанные цели.

Судом установлено, что во исполнение обязательств по договору от 17.03.2003 N 275 истец предоставил инвалидам 50-процентную скидку на услуги телефонной связи, в том числе в периоды с марта по май и с августа по декабрь 2003 года, в результате чего понес расходы в сумме 223840 руб., что подтверждается имеющимися
в материалах дела счетами-фактурами, сводными реестрами льготников-инвалидов, актами сверки между ФГУП “ЮВжд“ и Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области.

Ссылаясь на то, что расходы в сумме 223840 руб., связанные с предоставлением вышеуказанных льгот, истцу возмещены не были, ОАО “РЖД“ в лице филиала “ЮВЖД“ обратилось в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с Постановлением администрации Воронежской области “О порядке возмещения расходов организаций в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам“ от 12.03.2003 N 165 возмещение расходов организаций при реализации льгот ветеранам и инвалидам производится в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Воронежской области “Об Областном бюджете“ и Федеральным законом “О Федеральном бюджете“ на 2003 год.

Законом Воронежской области “Об областном бюджете на 2003 год“ от 05.01.2003 N 1-ОЗ установлено, что доходы областного бюджета на 2003 год формируются, в том числе, за счет субсидий из Федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Других источников финансирования возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы инвалидам, вышеназванным Законом Воронежской области не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону РФ “О Федеральном бюджете на 2003 год“ от 24.12.2002 N 176-ФЗ бюджету субъекта Российской Федерации - Воронежская область в 2003 году на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за счет средств Фонда компенсаций были выделены субсидии в сумме 102052 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации “О мерах по реализации Федерального закона “О Федеральном бюджете на 2003 год“ от 10.02.2003 N 85 Министерству финансов РФ в 2003 г. было предписано применять порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на
реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, установленный Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001. Названный порядок, в частности, предусматривал обязанность органов исполнительной власти обеспечивать целевое использование выделенных на реализацию вышеуказанного Закона средств.

В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 10.02.2003 N 85 Министерство финансов РФ по представлению субъектов Российской Федерации обязано вносить изменения в размеры субсидий и субвенций, установленных ст. 53 ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ для реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в пределах общего объема средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию указанного Закона, а также направлять недоиспользованные средства на погашение задолженности перед получателями этих средств. По смыслу данного положения, в случае нехватки в бюджете субъекта Российской Федерации средств на финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, денежные средства на указанные цели должны выделяться Министерством финансов РФ из федерального бюджета.

Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, а целевое использование выделенных бюджету Воронежской области средств доказано материалами дела в полном объеме, суд области обоснованно на основании ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ взыскал с Министерства финансов РФ как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации, причиненные ОАО “РЖД“ в лице филиала “ЮВжд“ убытки в сумме 223840 руб., понесенные последним в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате услуг телефонной связи.

При этом суд первой инстанции
пришел к верному выводу о том, что договор N 275 от 17.03.2003, заключенный между истцом и Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области, определяет порядок возмещения понесенных в связи с предоставлением 50-процентной скидки за пользование телефоном расходов, не влияя на суть возникших между сторонами правоотношений и не возлагая обязанности по возмещению возникших убытков на Главное управление труда и социального развития.

Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом области при вынесении обжалуемого судебного акта, которые могли бы повлечь его отмену, кассационной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2004 по делу N А14-8868/2004/355/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.