Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.10.2005 N А72-5308/02-К242Б Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям Гражданского кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 октября 2005 года Дело N А72-5308/02-К242Б“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества “Зенит“, с. Архангельское Ульяновской области,

на определение от 15.06.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5308/02-К242Б

по заявлению Государственного учреждения Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования России о включении требования в реестр требований кредиторов ЗАО “Зенит“ в рамках дела по заявлению Закрытого акционерного общества “Авиастар-ОПЭ“, г. Ульяновск, к Закрытому акционерному обществу “Зенит“, с. Архангельское Ульяновской области, о признании несостоятельным (банкротом),

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Ульяновской области
от 08.07.2004 Закрытое акционерное общество “Зенит“, с. Архангельское Ульяновской области, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. До утверждения конкурсного управляющего исполнение его обязанностей было возложено на внешнего управляющего Зимина В.С.

Определением от 07.10.2004 конкурсным управляющим утвержден Пименов А.В.

Государственное учреждение Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ УРО ФСС РФ) обратилось в арбитражный суд с требованием о включении его в реестр требований кредиторов ЗАО “Зенит“ с суммой капитализированных платежей в размере 1059011 руб. 07 коп.

Определением от 15.10.2004 арбитражный суд включил требование ГУ УРО ФСС РФ в первую очередь реестра требований кредиторов ЗАО “Зенит“ с суммой капитализированных платежей в размере 1059011 руб. 07 коп.

Постановлением кассационной инстанции от 21.04.2005 определение от 15.10.2004 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением от 15.06.2005 арбитражный суд включил требование Государственного учреждения Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в первую очередь реестра требований кредиторов ЗАО “Зенит“ с суммой капитализированных платежей в размере 844635 руб. 79 коп.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу определения не проверялись.

Конкурсный управляющий ЗАО “Зенит“, не согласившись с определением арбитражного суда, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как не соответствующее нормам материального права и включить требование ГУ УРО ФСС РФ в первую очередь реестра требований кредиторов ЗАО “Зенит“ с суммой капитализированных платежей в размере 348480 руб. 80 коп.

Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены, их представители в судебное заседание суда кассационной
инстанции не явились.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

Согласно ч. 3 ст. 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве), с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшего, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон о социальном страховании) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).

Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101).

Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также п. 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.

С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением
в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление Отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.

В статье 135 Закона о банкротстве использован термин “повременные платежи“, однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.

Поэтому ч. 1 ст. 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 Закона о социальном страховании).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в п. 1 ст. 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести Отделению фонда капитализированные платежи (п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда
социального страхования Российской Федерации (п. 1 ст. 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.

Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет Отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого ст. 2, гл. VII Закона о банкротстве, п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.

Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иное нарушало бы права Отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств Отделения фонда перед работниками должника.

Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало Постановление N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при
ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.

Во исполнение этого Постановления Фонд социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.

В силу изложенного доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Поскольку заявителем кассационной жалобы оспаривается принятый судебный акт в удовлетворенной части иска, а ГУ УРО ФСС РФ судебный акт в неудовлетворенной части иска не обжалуется, суд кассационной инстанции, в соответствии со ст. ст. 277, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверил законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы, и не нашел оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 15.06.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5308/02-К242Б оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.