Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2005 N А57-1690/05-17 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления территориального отделения Фонда обязательного медицинского страхования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения в части, по которой заявителем проведена проверка более чем за три предшествующего года, в оставшейся части суд прекратил производство по делу в связи с несоблюдением заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 октября 2005 года Дело N А57-1690/05-17“

(извлечение)

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - ТФОМС) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Воскресенского района Саратовской области (далее - Администрация) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 40183708 руб. и пени в сумме 43192573 руб. 44 коп., всего 83376281 руб. 44 коп., за период с 01.01.93 по 31.12.2003.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к делу на стороне
ответчика привлечено Финансовое управление администрации муниципального образования Воскресенского района Саратовской области (далее - Финансовое управление).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда об отсутствии в спорный период на территории Саратовской области надлежащим образом утвержденного тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, судом применены не подлежащие применению нормы налогового законодательства, поскольку спорные правоотношения регулируются специальными нормативными актами.

На кассационную жалобу представлен отзыв Финансового управления, в котором оно просит оставить судебное решение в силе, считая его законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенных ТФОМС проверок Администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.93 по 31.12.2000 и с 01.01.2001 по 31.12.2003 Фондом составлены акт от 15.10.2001 и акт от 06.10.2004 N 33. Согласно акту от 15.10.2001 задолженность Администрации в ТФОМС составила на 01.01.2001 41176826 руб. 88 коп. (22042700 руб. - недоимка, 19134126 руб. 88 коп. - пени). Согласно акту от 06.10.2004 N 33 эта задолженность на 01.01.2004, с учетом задолженности на 01.01.2001, составила 83376281 руб. 44 коп. (40183708 руб. - недоимка, 43192573 руб. 44 коп. - пени).

Неуплата Администрацией задолженности и пеней послужила основанием для обращения Фонда с иском в
арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался указанным в судебных актах законодательством, в том числе ст. 17 Федерального закона от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, ст. 19 которого установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды ОМС производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее - Положение).

Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Положением и иными специальными актами не установлены период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, и срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

Суд правомерно при этом сослался на ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации,
устанавливающую, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Следовательно, ТФОМС по результатам проверки, проведенной в 2004 г., мог начислить и взыскать недоимку и пени только за три календарных года, предшествовавшие году проверки, то есть за 2001, 2002 и 2003 гг., не считая года проверки.

Вместе с тем по этим же основаниям вывод суда о пропуске предусмотренного ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации срока относительно акта от 06.10.2004 N 33, отражающего результаты проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 (общая сумма задолженности 42199454 руб. 56 коп.), судебная коллегия считает ошибочным.

При этом из материалов дела видно и судом установлено, что ответчик, в нарушение ст. ст. 70, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4.6 Инструкции о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52, по результатам проверки не принял решения о взыскании с Администрации недоимки и пеней и не выставил требования об их уплате, что позволило бы ответчику уплатить задолженность в добровольном порядке.

Таким образом, при установлении факта несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком суду следовало оставить исковое заявление без рассмотрения в соответствии с п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данное обстоятельство, в соответствии с ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в указанной части.

Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от
7 июня 2005 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1690/05-17 в части отказа в удовлетворении требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, о взыскании с Администрации Объединенного муниципального образования Воскресенского района Саратовской области задолженности по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в сумме 42199454 руб. 56 коп. отменить, кассационную жалобу в этой части удовлетворить.

В указанной части исковое заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, оставить без рассмотрения.

В остальном решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.