Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.09.2005 N А55-12417/04-1 Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 сентября 2005 года Дело N А55-12417/04-1“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Корсар“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области “Самарская областная регистрационная палата“ от 31.05.2004 N 2/2004-15369 в государственной регистрации договора аренды на земельный участок площадью 0,2 га, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, и обязании его зарегистрировать договор аренды спорного земельного участка N 87 от
10.10.2001.

Решением от 01.12.2004 суд заявленные требования удовлетворил.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005 указанное решение оставлено без изменений.

В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании 13.09.2005 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 20.09.2005.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.

Согласно материалам дела, Общество с ограниченной ответственностью “Корсар“ обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области “Самарская областная регистрационная палата“ с заявлением о государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества (земельный участок), расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, площадью 0,2 га.

Госорган 31.05.2004 принял и направил в адрес заявителя сообщение N 2/2004-15369 об отказе в государственной регистрации.

Заявителю отказано в государственной регистрации на объект недвижимого имущества (земельный участок), расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, площадью 0,2 га в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы содержат противоречивые сведения о категории земельного участка.

Материалами дела также установлено, что между государственным учреждением “Самарский лесхоз“ Комитета природных ресурсов по Самарской области (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью “Корсар“ (арендатор) 10.01.2001 был заключен договор N 87 аренды участка лесного фонда, согласно п. 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору участок лесного фонда в 53 квартале Самарского лесничества за плату
на срок 49 лет для его использования в целях осуществления следующих видов лесопользования: для культурно-оздоровительных целей (л. д. 10 - 13).

Договор аренды N 87 заключен сторонами по результатам лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области и 10.10.2001 передан заявителю по акту.

Лесной конкурс проводился во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 17.08.2001 N 352-р “О проведении лесного конкурса“.

Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в черте г. Самары.

Удовлетворяя заявленные Обществом с ограниченной ответственностью “Корсар“ требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно ст. 19 Лесного кодекса, действовавшего на момент принятия регистрирующим органом обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, лесной фонд находится в федеральной собственности. Форма собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливается Федеральным законом.

Поскольку такой закон не принят, леса, расположенные на землях городских поселений, в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации являются государственной собственностью. Это обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.

В соответствии с Положением о Самарском лесхозе последний является территориальным органом Федерального органа управления лесным хозяйством (Министерства природных ресурсов Российской Федерации), специально уполномоченным в области государственного управления, использования, защиты лесного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 131 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В статье 18 Закона Самарской области “О лесах Самарской области“ закреплены полномочия по утверждению такого
порядка за Самарской губернской Думой. Решением Самарской губернской Думы от 17.03.98 N 30 утвержден Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Однако законодательством такое разделение не установлено, поэтому указанный Порядок не действует.

В этой связи судом сделан правильный вывод о том, что до принятия соответствующего федерального закона городские леса в соответствии с действующим законодательством находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд, и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд, законодательно закреплено за органами государственной власти.

Согласно абз. 3 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством. При этом в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду (ст. 607), а ст. 447 Кодекса устанавливает порядок заключения договоров на торгах.

В связи с изложенным суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных Обществом с ограниченной ответственностью “Корсар“ требований.

Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12417/04-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.