Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2006, 01.06.2006 по делу N А40-21464/06-120-140 Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях нарушения юридическими лицами или гражданами установленных Федеральным законом “Об оружии“ и иными нормативными правовыми актами РФ правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 мая 2006 г. Дело N А40-21464/06-120-1401 июня 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2006.

В полном объеме решение изготовлено 01.06.2006.

Арбитражный суд в составе: судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО Частное охранное предприятие компания “Генерал 2000“ к ОВД Таганского района г. Москвы о признании незаконными действий должностного лица ответчика по изъятию оружия и патронов (зафиксированные в соответствующем протоколе от 30.03.2006), с участием от истца: Т. - дов. от 10.01.2006 N 1; от ответчика: В. - дов. от 21.07.2005 N 1/16-1д,

УСТАНОВИЛ:

заявитель просит признать незаконными действия должностного лица
ответчика Д. по изъятию оружия и патронов (зафиксированные в соответствующем протоколе от 30.03.2006).

Требования заявителя основаны на следующих доводах. По мнению заявителя, оспариваемые действия противоречат ФЗ “Об оружии“. Заявитель считает, что акт о проверке объектов хранения или места размещения, использования оружия и патронов от 30.03.2006 не влечет для общества каких-либо правовых последствий, в т.ч. изъятие оружия и патронов, поскольку акт не утвержден должностным лицом, не содержит предписания, а предложения по устранению недостатков носят рекомендательный, а не властно-распорядительный характер. Заявитель считает, что действия ответчика по изъятию оружия и патронов вступают в противоречия с разрешением на их оборот, выданным ответчиком. Заявитель считает, что полученное им разрешение на хранение и использование оружия не может быть ни упразднено, ни приостановлено на основании документа, который носит рекомендательный характер.

Ответчик требования заявителя не признал. В отзыве пояснил, что действия должностных лиц ОВД Таганского района г. Москвы по проведению проверки и изъятию оружия соответствуют ст. 28 ФЗ “Об оружии“, Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, Приказу МДВ России от 12.04.1999 N 288. Органы МВД России вправе при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами РФ и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не обоснованы и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО Частное охранное предприятие компания “Генерал 2000“ имеет лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность сроком до 10.04.2008, выданную ГУВД г. Москвы.

В соответствии со ст. 28 ФЗ
“Об оружии“ контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации“ контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

В развитие Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 МВД России издало Приказ от 12.04.1999 N 288 “О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814“ (зарегистрирован Минюстом РФ 24.06.1999 N 1814), которым утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.

Согласно п. 91 Инструкции контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

Согласно п. 92 Инструкции сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право:

производить осмотр оружия в местах его производства, торговли и хранения (в том числе при экспонировании, транспортировании, перевозке и уничтожении).

безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории
Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, приобретенных до вступления в силу Федерального закона “Об оружии“, а также изымать оружие в случаях:

а) отсутствия лицензии на производство оружия или патронов, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешения на хранение, хранение и использование либо разрешения на хранение и ношение оружия;

б) аннулирования вышеуказанных лицензий и разрешений;

в) нарушения юридическими лицами и гражданами установленных правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) выявления самодельного или переделанного гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;

д) смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;

е) ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 92.4 при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены.

Данные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц (Приложение 55) либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан.

Таким образом, порядок проведения проверок, оформление их результатов, а также порядок мер воздействия, установлен нормативным актом - Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288.

В соответствии с требованиями п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении охранной деятельности является соблюдением лицензиатом требований нормативных правовых актов
Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.

Как следует из материалов дела, 30.03.2006 должностными лицам ЛРУ ДООП МВД, УОЛРР ГУВД г. Москвы и ОВД Таганского района г. Москвы на основании распоряжения ДООП МВД России от 28.03.2006 проведена проверка объекта хранения, размещения, использования оружия и патронов ООО Частное охранное предприятие компания “Генерал 2000“. По результатам проверки составлен акт проверки, подписанный должностными лицами, проводившими проверку и генеральным директором общества М.

В акте проверки, составленном по утвержденной форме в соответствии с Инструкцией МВД России, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (Приложение N 55), отражены выявленные в ходе проверки нарушения, а также даны обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений с указанием срока, правовых норм и правил, которые были нарушены обществом.

В соответствии с нормативным актом - Приказом МВД России после проведения проверки, орган, проводивший проверку, обязан указать, разрешается ли дальнейшее хранение и использование оружия либо запрещается.

Что и было сделано ответчиком - должностным лицом инспектором ОЛРР ОВД Таганского района г. Москвы лейтенантом милиции Д. Установив, что обществом нарушаются лицензионные условия, ответчик принял решение о запрещении дальнейшего использования оружия и патронов до устранения выявленных недостатков, о чем указал в акте (Приложение N 55 к Инструкции).

В Приложении N 57 к Инструкции приведена форма протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему.

В соответствии с требованием Инструкции должностным лицом ответчика на основании акта проверки было изъято огнестрельное оружие и патроны к нему. Изъятие оформлено протоколом от 30.03.2006 при изъятии оружия присутствовал генеральный директор заявителя М., которым указанный протокол подписан без замечаний.

В соответствии со ст.
27 ФЗ “Об оружии“ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях нарушения юридическими лицами или гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действия ответчика совершены в строгом соответствии с указанной нормой.

Ссылка заявителя на указание в Протоколе от 30.03.2006 в графе “основания изъятия“ нарушение требований ст. 27 ФЗ “Об оружии“, не влечет незаконность действий ответчика.

В судебном заседании ответчик пояснил, что указанная запись является ошибочной, поскольку имеется в виду не нарушение обществом требований ст. 27 Закона, а совершение действий сотрудниками ответчика в соответствии с указанной нормой.

Ссылка заявителя на постановление ФАС МО от 17.03.2006 по делу N А40-36030/05-125-330 признается судом необоснованной, поскольку факты, установленные по вышеуказанному делу, к предмету настоящего спора не относятся.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что должностные лица ответчика действовали в соответствии с ФЗ “Об оружии“, Инструкцией МВД России, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999
N 288 и зарегистрированной в Минюсте РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 75, 167 - 170, 198, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

проверив на соответствие ФЗ “Об оружии“, заявление ООО Частное охранное предприятие компания “Генерал 2000“ о признании незаконными действий должностного лица ответчика Д. по изъятию оружия и патронов, зафиксированные в протоколе от 30.03.2006, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.