Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2005 N А57-24359/04-28 Организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, освобождены от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 сентября 2005 года Дело N А57-24359/04-28“

(извлечение)

Межрегиональная общественная организация инвалидов “Реабилитация“ обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Саратовской области о признании недействительным решения N 64019/10-1709/2 от 11.11.2004.

Решением суда первой инстанции от 24.02.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2005 решение суда первой инстанции от 24.02.2005 оставлено без изменения.

Ответчик, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные
судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной ЭРО МООИ “Реабилитация“ налоговой декларации по налогу на имущество за третий квартал 2004 г.

Проверкой было установлено, что Общество, в нарушение п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 14 ФЗ “Об общественных объединениях“, являясь межрегиональным объединением, не обладающим статусом общероссийской общественной организации, не могло применять льготу по налогу на имущество.

В результате вышеуказанного нарушения, по мнению налогового органа, налогоплательщиком занижен авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2004 г. в размере 89060 руб.

Налоговым органом было вынесено решение N 64019/10-1709/2 от 11.11.2004, в соответствии с которым ЭРО МООИ “Реабилитация“ было предложено уплатить неуплаченный налог на имущество в сумме 89060 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 356 руб. 24 коп.

Согласно ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для
их использования налогоплательщиками.

Довод налогового органа о том, что ЭРО МООИ “Реабилитация“ является межрегиональным объединением и не обладает статусом общероссийской общественной организации, в связи с чем не может применять льготу по налогу на имущество, кассационная инстанция находит необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ФЗ “О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций“ льготы по налогу на имущество представляются налогоплательщикам в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности.

Статья 33 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусматривает право инвалидов на создание общественных объединений, которые создаются и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей и представляют собой форму социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ по территориальной сфере деятельности общественные организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

В соответствии с Уставом налогоплательщик является районным отделением Межрегиональной общественной организации инвалидов.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои
структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В соответствии со ст. 15 ФЗ “Об общественных объединениях“ общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

В соответствии с Уставом, имеющимся в материалах дела, налогоплательщик является районным отделением Межрегиональной общественной организации инвалидов.

Кроме того, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 8 Федерального закона от 4 января 1999 г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.“ содержит вывод о том, что освобождение от уплаты налога, как разновидность государственной поддержки, адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам, в связи с чем не может зависеть от статуса общественной организации. Поэтому любые, а не только общероссийские, общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 17.05.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-24359/04-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.