Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2005 N А55-15772/04-29 Решение налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость признано незаконным, т.к. в оспариваемый период налоговое законодательство не предусматривало обязанность налогоплательщика при переходе на упрощенную систему налогообложения восстанавливать суммы НДС по остаточной стоимости основных средств и остаткам материальных ценностей по состоянию на начало периода применения упрощенной системы налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 августа 2005 года Дело N А55-15772/04-29“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 338, г. Самара, (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району г. Самары (далее - Налоговая инспекция) от 06.05.2004 N 11-5361 в части доначисления налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 16180 руб., штрафа в сумме 3236 руб. и пени в соответствующей части.

Решением от 09.12.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005
Арбитражного суда Самарской области, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами нарушены нормы материального права, что является основанием для их отмены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности N 11-5361 от 06.05.2004, которым заявителю был доначислен налога на прибыль в сумме 3600 руб., НДС в сумме 18930 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 84 руб., пени по НДС в сумме 4939 руб., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 720 руб., по НДС в сумме 3786 руб.

Общество, не согласившись с вынесенным решением в части доначисления НДС в сумме 16180 руб., штрафа в сумме 3236 руб. и пени в соответствующей части, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено восстановление налогоплательщиком сумм НДС, ранее предъявленных к вычету, при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные суммы налога принимаются к вычету в том отчетном периоде, в котором эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (израсходованы). Таким образом, вышеназванные нормы не связывают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с моментом реализации товаров, приобретенных в соответствующем налоговом периоде.

На основании п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для установления обязанности общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстановить суммы налога, которые правомерно были предъявлены к вычету в предыдущем налоговом периоде, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации и налогах и сборах.

Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что требования налогового
органа о восстановлении и уплате налога на добавленную стоимость по приобретенным ранее основным средствам не основаны на нормах налогового законодательства является правомерным.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 9 декабря 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 21 февраля 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15772/04-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.