Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.06.2005 по делу N А65-15860/04-СГ2-3 Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска о взыскании затрат, вызванных изготовлением и установкой надгробных памятников при погребении участников Великой Отечественной войны, поскольку Министерством обороны по результатам проведенного открытого конкурса заключен договор с третьим лицом на оказание ритуальных услуг, соответствие которого требованиям законодательства установлено вступившим в законную силу решением суда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 июня 2005 года Дело N А65-15860/04-СГ2-3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Ритуал-Сервис“, г. Нижнекамск,

на решение от 2 ноября 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 21 марта 2005 г. по делу N А65-15860/2004-СГ2-3 Арбитражного суда Республики Татарстан

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Ритуал-Сервис“, г. Нижнекамск, к Военному комиссариату Республики Татарстан, г. Казань, о взыскании 1383180 руб. задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2004 отказано в иске ООО “Ритуал-Сервис“ к Министерству обороны Российской Федерации
- Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании 1383180 руб. за изготовление и установку надгробных памятников при погребении участников Великой Отечественной войны.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2005 решение оставлено без изменения.

ООО “Ритуал-Сервис“, обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в кассационной жалобе, просит их отменить, мотивируя кассационную жалобу нарушением ст. 8 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и непринятием во внимание судами представленных им Постановлений и решений арбитражных судов по аналогичным делам.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.06.2005, до 15 час. 30 мин.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, истец основывает свои требования о возмещении расходов, произведенных им на изготовление и установку надгробных памятников при погребении 120 умерших участников Великой Отечественной войны, в сумме 1383180 руб. за период с января 2003 г. по март 2004 г. на п. 5 ст. 11 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“.

Согласно п. 5 ст. 11 указанного Закона погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба,
в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.94 N 460 установлено, что изготовление и установка участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, надгробных памятников производится за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, и определены нормы расходов денежных средств на эти цели.

Во исполнение указанного Постановления Министром обороны Российской Федерации изданы Приказ N 490 от 22.12.2002 “О совершенствовании организации работы по ритуально-похоронному обеспечению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы“ и Приказ N 500 от 05.11.2000, утвердивший Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, согласно которой Военным комиссариатам субъектов Российской Федерации предписано обеспечивать своевременное оформление заказов на изготовление и установку надгробных памятников, в том числе участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны.

Министерством обороны Российской Федерации по результатам проведенного открытого конкурса по закупке услуг, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, уволенным с военной службы, заключен договор от 03.06.2002 с Закрытым акционерным обществом “Военно-мемориальная компания“, что не противоречит ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также соответствует целям обеспечения надлежащего контроля за расходованием бюджетных средств.

На основании указанных Приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации Военным комиссариатом Республики Татарстан издан Приказ N 68 от 01.04.2004, п. 5 которого запрещено производить оплату
работ по изготовлению и установке памятников другим организациям и предпринимателям (кроме ЗАО “ВМК РТ“).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2003 по делу N А65-14242/2003-СА1-7 в удовлетворении заявления Татарского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании данного Приказа недействительным и противоречащим Закону РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ отказано.

Кроме того, согласно п. п. 41, 42 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 500, родственники умерших (погибших) лиц не лишены права на обращение в любую организацию или к индивидуальным предпринимателям с заказами по изготовлению и установке памятников (помимо ЗАО “ВМК РТ“) за наличный расчет, с последующей оплатой понесенных ими расходов Военным комиссариатом Республики Татарстан в пределах установленных норм.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций, при правильном применении норм материального и процессуального права, правомерно отказано в удовлетворении иска по возмещению затрат ООО “Ритуал-Сервис“.

Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и о возможности принятия решения по аналогии с разрешением подобных дел другими арбитражными судами (судебный прецедент) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требованиям действующего арбитражно-процессуального законодательства и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.03.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-15860/04-СГ2-3 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.