Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2005 N А12-27606/04-С36 Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа удовлетворены правомерно: поскольку сумма акциза с авансовых платежей с учетом сумм за снабженческо-сбытовые услуги была исчислена и уплачена в предыдущем налоговом периоде, то вычет этой суммы акциза в декларации является правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 марта 2005 года Дело N А12-27606/04-С36“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 22 ноября 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 17 января 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-27606/04-С36

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“, г. Волгоград, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград, от 21 сентября
2004 г. N 281 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1497586 руб., предложении уплатить сумму акциза в размере 7581944 руб. за январь 2004 г., соответствующих сумм пени,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 21 сентября 2004 г. N 281 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1497586 руб., предложении уплатить сумму акциза в размере 7581944 руб. за январь 2004 г., соответствующих сумм пени.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 ноября 2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 января 2005 г. решение первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что поскольку объектом налогообложения акцизом являются операции по реализации природного газа, то налогоплательщик не должен был включать в налогооблагаемую базу по акцизу плату за снабженческо-сбытовые услуги и тем более заявлять к вычету в январе 2004 г. сумму акциза с авансовых платежей, которая определена
с реализации снабженческо-сбытовых услуг.

Кроме того, по мнению налогового органа, организация должна увеличить налоговую базу по акцизам на суммы в виде авансовых платежей, поступивших в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья, с момента получения учетных документов, свидетельствующих об отгрузке газа, добытого до 1 января 2004 г. При этом уточненная налоговая декларация по акцизам за январь 2004 г. была представлена в налоговый орган 21 июня 2004 г., поскольку к этому моменту Общество уже обладало информацией о количестве и виде поставленного в феврале 2004 г. газа потребителям и суммах авансовых платежей, поступивших в январе 2004 г. в счет предстоящей отгрузки, то налогоплательщик должен был внести соответствующие изменения в представленную декларацию.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей истца, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Как усматривается из материалов дела, решением N 281 от 21 сентября 2004 г. Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области привлекла ООО “Волгоградрегионгаз“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1497586 руб., доначисления суммы не полностью уплаченного акциза в размере 7581944 руб., пени в сумме 588438 руб. 50 коп.

Основанием для вынесения указанного решения послужило то, что Общество неправомерно приняло к вычету
сумму акциза со стоимости реализации снабженческо-сбытовых услуг в размере 75094 руб. и не включило в налоговую базу по акцизу суммы авансов, поступивших в январе 2004 г., в связи с чем сумма неисчисленного акциза составила 7506850 руб.

В соответствии с п/п. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям.

Согласно п. 1 ст. 189 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по акцизу увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 188 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 “О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ дано определение понятию “плата за снабженческо-сбытовые услуги“, что представляет собой утвержденную в установленном порядке плату за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ.

Налогоплательщик, во исполнение положений п. 1 ст. 189 Налогового кодекса Российской Федерации, при получении от потребителей природного газа авансовых платежей в счет предстоящих поставок, увеличивал налоговую базу на полученные суммы авансовых платежей и уплачивал акциз в бюджет, при этом сумма платежей за снабженческо-сбытовые услуги (которые взимаются сверх цены на газ) не выделялась в платежном поручении из сумм предоплаты,
в связи с чем налогоплательщиком акциз уплачен как с реализации газа плюс авансовые платежи, так и с суммы снабженческо-сбытовых услуг.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что самостоятельное выделение налогоплательщиком расчетным методом из поступивших авансовых платежей сумм снабженческо-сбытовых услуг не предусмотрено законодательством, и поскольку сумма акциза с авансовых платежей с учетом сумм за снабженческо-сбытовые услуги была исчислена и уплачена в предыдущем налоговом периоде, то вычет этой суммы акциза в декларации за январь 2004 г. является правомерным.

Что касается доводов налогового органа о невключении налогоплательщиком в налогооблагаемую базу по акцизу сумм авансовых платежей, поступивших в январе 2004 г., то судебными инстанциями данный вывод также правомерно признан несостоятельным, поскольку Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ из объекта налогообложения акцизами с 1 января 2004 г. были исключены операции по реализации подакцизного минерального сырья (природного газа).

Указанным Законом (ст. 8) также установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу Закона, акциз исчисляется и уплачивается в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу данного Закона.

Таким образом, судебными инстанциями правомерно отмечено, что налогоплательщик, в силу специфики своей деятельности, до окончания налогового периода не мог знать, какой именно газ будет отпущен потребителям в счет полученных авансов, в связи с чем вывод о том, какой газ получен налогоплательщиком от ООО “Межрегионгаз“ (добытый
до 1 января 2004 г. или после), мог быть сделан по окончании налогового периода, то есть - согласно ст. 192 Налогового кодекса Российской Федерации - календарного месяца.

В соответствии с п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы налогового органа не доказывают нарушения судом норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 22 ноября 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 17 января 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-27606/04-С36 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.