Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2005 N А55-8008/04-43 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы Российской Федерации и представления в налоговые органы соответствующих документов вне зависимости от определенных договором условий поставки, содержащихся в Инкотермс.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 марта 2005 года Дело N А55-8008/04-43“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Волгоцеммаш“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области N 140 от 20.05.2004 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4427352 руб. по налоговой декларации за январь 2004 г. Общество также просило суд обязать налоговый орган возместить указанную сумму из бюджета.

Решением арбитражного суда от 11.11.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2005 решение оставлено без изменения.

В
кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области просит вынесенные по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество “Волгоцеммаш“ в декларации по налогу на добавленную стоимость отразило реализацию товаров, помещенных под таможенных режим экспорта, в связи с чем в Налоговую инспекцию был направлен пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения из бюджета 13882520 руб. за январь 2004 г.

Решением от N 140 от 20.05.2004 налоговый орган возместил заявителю налог на добавленную стоимость по экспортным поставкам в размере 201963 руб., в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4427352 руб. п. п. 2, 4 решения отказано по мотивам отсутствия фактического экспорта поставщиком за пределы Российской Федерации по контракту N 196/00239445/03012 от 10.04.2003, предусматривающему продажу продукции на условиях FCА-Тольятти, по грузовым таможенным декларациям N 10417000/081003/008390 и N 10417000/010903/0002273.

По существу на данные обстоятельства ссылается налоговая инспекция в своей кассационной жалобе. Однако они были полно и всесторонне исследованы судами первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.

Согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, помещенных под режим экспорта, производится по ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой в данном случае истцом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не
предусмотрено п. п. 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов) - на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Судами установлено, что указанные документы были представлены налогоплательщиком в полном объеме.

Согласно ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

“Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.“

Судами установлено, что налоговые вычеты произведены налогоплательщиком на основании счетов-фактур, форма и содержание которых соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, оплата товарно-материальных ценностей реально подтверждена соответствующими платежными документами, что не оспаривается самим налоговым органом.

Согласно грузовым таможенным декларациям N 10417000/081003/008390 и N 10417000/010903/0002273 Открытое акционерное общество “Волгацеммаш“ является отправителем экспортного груза и декларантом, то есть лицом, непосредственно экспортировавшим товар.

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Понятие режима экспорта применительно к рассматриваемым правоотношениям содержится в ст. ст. 97, 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяющих экспорт товаров как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по
таможенному делу.

Как следует из перечисленных выше документов, заявитель, как экспортер, выполнил все условия, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации для режима экспорта, продекларировав товар в установленном порядке, заверив грузовые таможенные декларации отметками таможенных органов о пересечении таможенной границы России, получив валютную выручку за экспортированный товар.

Реализация товара по названному контракту осуществлена на условиях перевозки FCA (Инкотермс-2000), то есть на территории Российской Федерации.

Согласно официальному толкованию, данному правилами Инкотермс-2000, термин FCA означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте г. Тольятти. В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в том числе и по ставке 0 процентов, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях гл. 21 Налогового кодекса ст. 147 Кодекса установлено, что территория Российской Федерации признается местом реализации товаров и тогда, когда товар в момент отгрузки или транспортировки находится на территории России. Основным условием для применения налоговой ставки 0 процентов, с учетом положений ст. 164 и ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, является пересечение границы без обязательства об обратном ввозе и предоставление в налоговый орган соответствующих документов. Законодатель не связывает применение ставки 0 процентов ни с моментом перехода права собственности на ввозимый товар, ни с обязательством поставщика самостоятельно вывезти товар за пределы таможенной территории Российской Федерации. Право применения данной льготы поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара.

Кроме того, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию недобросовестности
налогоплательщика возлагалась на налоговый орган, однако таких доказательств им суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 18.01.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8008/04-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.