Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.03.2005 N А65-19709/04-СА2-38 Поскольку истец не подпадает ни под один пункт порядка списания задолженности как безнадежной, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 марта 2005 года Дело N А65-19709/04-СА2-38“

(извлечение)

Производственный кооператив “Карине“ обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным Постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны N 725 от 24.06.2004 о взыскании 1570107,16 руб. налога, пени за счет имущества налогоплательщика.

Решением арбитражного суда от 05.10.2004 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2004 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Производственный кооператив “Карине“ просит вынесенные по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, задолженность по
перечисленным в заявлении взносам, возникшая по состоянию на 01.01.2001, не взыскана по причинам экономического характера: из-за недостатка достаточных средств у ПК “Карине“, и следовательно, в силу ст. 1 Федерального закона N 163-ФЗ от 08.12.2003 налоговый орган не может принимать меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды до установления порядка списания Правительством Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, 24.06.2004 налоговым органом в связи с неуплатой налогов и пеней по требованию N 16277 от 03.02.2004, наличием 15 неисполненных инкассовых поручений от 20.02.2004 и отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счетах заявителя было вынесено Постановление N 725 о взыскании 1570107 руб. 16 коп. налогов и пени за счет имущества налогоплательщика.

Из приложения к Постановлению - расшифровки задолженности налогоплательщика (л. д. 19) - видно, из каких сумм налогов и пеней состоит взыскиваемая по Постановлению сумма. Факт наличия и размер задолженности по налогам, размер пеней заявителем по существу не оспариваются.

Порядок, установленный ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюден.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

Статьей 1 Закона Российской Федерации N 163-ФЗ от 08.12.2003 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ предусмотрено списание задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признанной безнадежной, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей
20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ) установлено, что “задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации“.

Порядок списания задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, Правительством Российской Федерации не утвержден. Поэтому к спорным правоотношениям применяется общий порядок списания задолженности, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“.

Согласно данному Постановлению списание задолженности как безнадежной возможно в случаях:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Ввиду того, что Общество не подпадает ни под один из указанных пунктов, суды сделали обоснованный вывод, что оспариваемое Постановление N 725 от 24.06.2004 вынесено в соответствии с налоговым законодательством.

Ни указанный Федеральный закон N 163-ФЗ от 08.12.2003, ни Налоговый кодекс Российской Федерации
не предусматривают в качестве препятствия для принудительного взыскания налога в порядке ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе для принятия оспариваемого Постановления, ожидание установления Правительством Российской Федерации порядка исполнения ст. 1 Закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 03.12.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19709/04-СА2-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.