Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 N А72-9455/04-СП645 Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 февраля 2005 года Дело N А72-9455/04-СП645“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Завод железобетонных изделий N 4“ обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска о признании недействительным решения от 12.11.2003 N 325 и об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 349129 руб. 62 коп.

Арбитражный суд заявленные требования удовлетворил.

Апелляционная инстанция решение арбитражного суда изменила. Жалобу налогового органа удовлетворила частично. Признала недействительным решение налогового органа от 12.11.2003 N 325 в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2001, 2002, 2003 гг.; в части начисления земельного налога по участку N 4 за 2001 г. в сумме 58374 руб. 32 коп., за 2002 г. - 217613 руб., 2003 г. - 38237 руб., а также пени в соответствующих суммах. В остальной части заявление Закрытого акционерного общества “Завод железобетонных изделий N 4“ оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, стороны обратились в кассационную инстанцию с жалобой, в которой заявитель просит отменить Постановление апелляционной инстанции, а налоговый орган просит об отмене решения арбитражного суда и Постановления апелляционной инстанции.



Объявлен перерыв до 08.02.2005 до 10 час.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Закрытое акционерное общество “Завод железобетонных изделий N 4“ является плательщиком земельного налога по земельным участкам, расположенным в г. Ульяновске: на ул. Солнечная,1 и на пр. Инженерный.

Заявителем представлены в налоговый орган измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001, 2002, 2003 гг. по уменьшению уплаченного за эти годы налога.

По итогам камеральной проверки измененных деклараций Инспекцией установлено, что налогоплательщик неправильно исчислил земельный налог по ставкам, утвержденным решениями Ульяновской городской Думы, тогда как следовало применить федеральную среднюю ставку земельного налога, предусмотренную Законом Российской Федерации “О плате за землю“, с учетом ежегодных коэффициентов индексации, установленных федеральными законами о бюджете, начиная с 1994 по 2003 г.

Апелляционная инстанция, изменяя решение арбитражного суда, указывает, что в 2001, 2002, 2003 гг. действовало решение Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 “О ставках земельного налога“.

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог относится к местным налогам.

Пункт 2 ст. 21 вышеуказанного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории.

Законом Российской Федерации “О плате за землю“ установлены средние ставки земельного налога, которые ежегодно индексировались путем установления в федеральном законе о бюджете поправочного коэффициента, в частности в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2000 год“ от 31.12.99 N 150-ФЗ, Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2002 год“ от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

Вероятно, вместо Федерального закона от 31.12.1999 N 150-ФЗ имелся в виду Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ.



При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

Статьей 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ предусмотрено, что на основе средних ставок устанавливается налог за городские (поселковые) земли.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Налоговый орган в кассационной жалобе указывает, что в 2001 г., 2002 г., 2003 г. должны применяться средние ставки земельного налога, установленные ст. 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, с учетом ежегодных коэффициентов индексации земельного налога.

Данный довод налогового органа обоснованно не принят судом во внимание.

При этом суд правомерно указал, что установление в федеральном законодательстве средних ставок относится к числу общих принципов налогообложения. Конкретные ставки налога устанавливаются решениями административно-территориальных образований, в силу чего федеральная средняя ставка не может являться базовой ставкой для исчисления земельного налога.

Доводы заявителя в кассационной жалобе о применении в 2002 г. решения Ульяновской городской Думы от 26.09.2001 N 120 “Территориальном экономическом зонировании г. Ульяновска“ также обоснованно не приняты апелляционной инстанцией во внимание.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ от 11.10.91 N 173а-1 начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня, а уплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Вероятно, имелся в виду Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1.

09.10.2002 решением Ульяновской городской Думы N 177 решение от 26.09.2001 N 120 было отменено, то есть к моменту уплаты налога оно уже не действовало.

19.11.2003 решением Ульяновской городской Думы N 140 “Об утверждении территориального экономического зонирования г. Ульяновска“ со дня вступления его в силу (01.01.2004) отменено решение Думы от 19.05.99 N 95.

Таким образом, решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 действовало и правильно применено судом (на период рассмотрения данного спора) при исчислении налога на землю с учетом всех коэффициентов.

При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9455/03-СП645 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.