Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.01.2005 N А12-7791/04-С19 Возмещение операторам связи расходов, понесенных ими ввиду предоставления услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, производится с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 января 2005 года Дело N А12-7791/04-С19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Волгоградской области и Министерства финансов Российской Федерации, г. Волгоград,

на решение от 06.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.09.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7791/04-С19

по иску Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, г. Волгоград, к Администрации Котельниковского района Волгоградской области, г. Котельниково, Управлению социальной защиты населения администрации Котельниковского района Волгоградской области, г. Котельниково, Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
Управлению федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании убытков в сумме 13763 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества “РЖД“ - обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Котельниковского района Волгоградской области, Управлению социальной защиты администрации Котельниковского района Волгоградской области, Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Волгоградской области, Управлению социальной защиты администрации Волгоградской области о взыскании 13763 руб. убытков, понесенных предоставлением льгот по оплате услуг связи инвалидам в 2003 г. в соответствии со ст. 28 ФЗ “О социальной защите инвалидов“.

Определением от 22.06.2004 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Решением от 06.07.2004 суд иск удовлетворил частично, взыскав с Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства МФ Российской Федерации по Волгоградской области за счет казны РФ в пользу Открытого акционерного общества “РЖД“ 13763 руб. 50 коп. убытков. В остальной части в иске отказал.

Определением от 26.08.2004 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Постановлением от 21.09.2004 суд апелляционной инстанции указанное решение отменил и принял по делу новый судебный акт, взыскав с Министерства финансов РФ за счет средств казны в пользу истца 13763 руб. 59 коп. убытков.

В кассационной жалобе
Министерство финансов РФ в лице УФК по Волгоградской области просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права и основанные на неполно выясненных обстоятельствах дела и принять по делу новый судебный акт, отказав в иске к Министерству финансов РФ. По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития РФ.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает Постановление апелляционной инстанции законным, основанным на нормах права и материалах дела в силу следующего.

Согласно материалам дела Волгоградской дистанцией сигнализации, связи и вычислительной техники Волгоградского отделения Приволжской железной дороги в течение 2003 г. предоставлялись льготы в размере 50% оплаты услуг связи за пользование телефоном гражданами (инвалидами), проживающими на территории Котельниковского района Волгоградской области, на основании ст. 28 ФЗ “О социальной защите инвалидов“ от 24.11.95 N 181-ФЗ. В связи с чем истцом были понесены расходы на общую сумму 15608 руб. 50 коп.

Статьей 50 ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 г.“ от 24.12.2002 N 176-ФЗ установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов“, в сумме 7618251,6 тыс. руб.

В соответствии с приложением N 5 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 г.“ (распределение средств Фонда компенсаций по субъектам РФ в 2003 г.) Волгоградской области выделены субсидии на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 115246000 руб.

Приложением N 1 к Закону Волгоградской области “Об областном бюджете на 2003 г.“ (поступление доходов в областной бюджет
в 2003 г.) и ст. 34 утверждена сумма в размере 115246000 руб.

Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 23.12.2003 N 999 утверждено распределение средств, поступающих из Федерального фонда компенсаций за 2003 г., на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“. Всего сумма субсидий составила 126796000 руб., из них Котельниковскому району на предоставление инвалидам 50-процентной скидки за пользование телефоном составило 53392 руб.

Управление социальной защиты населения администрации Котельниковского района Волгоградской области осуществило перераспределение денежных средств между Открытым акционерным обществом “Южная телекоммуникационная компания“ - в сумме 51547 руб. и Открытым акционерным обществом “РЖД“ - в сумме 1845 руб.

Таким образом, размер убытков истца составил 13763 руб. 50 коп., которые заявлены им ко взысканию.

Удовлетворяя иск в части заявленных требований к Министерству финансов РФ, суд исходил из положений п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, согласно которой органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект федерации будет нести ответственность за счет соответствующих бюджетов за ущерб, причиненный истцу предоставлением вышеуказанных льгот, только в той части, в какой они профинансированы соответственно из федерального бюджета.

Принимая во внимание, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, не были обеспечены средствами из федерального бюджета в достаточном количестве, суд пришел к выводу, что причиненные истцу убытки подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ. Размер убытков сторонами не оспаривается.

Выводы апелляционной инстанции основаны на
том, что в соответствии с приложением 7 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 г.“ Министерству труда и социального развития РФ предусмотрены расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и пользование им в сумме 2638532500 руб.

Поскольку, по мнению апелляционной инстанции, распорядителем денежных средств по оказанию услуг связи в 2003 г. являлось Министерство труда и социального развития РФ, оно в силу п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и должно выступать в суде от имени казны РФ.

Однако распоряжением Правительства Российской Федерации N 799-р от 11.06.2004 названное Министерство упразднено и до настоящего времени не установлено, на кого возложены обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов за оказанные услуги связи гражданам-инвалидам.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Министерству здравоохранения и социального развития РФ эти функции не передавались.

В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по делу.

Выводы апелляционной инстанции основаны на нормах права и подтверждены материалами дела. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2004 по делу N А12-7791/04-С19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.