Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.11.2005 N КГ-А40/11159-05-П В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 ноября 2005 г. Дело N КГ-А40/11159-05-П“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи В., судей С.С., Ш., при участии в заседании от заявителя: Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения (представитель не явился, извещен); от Министерства обороны Российской Федерации (представитель не явился, извещен); от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Г. - доверенность от 24.12.04 N ВН-08/12383); от третьих лиц: Открытое акционерное общество “Гостиничный комплекс “Подснежник“ (С. - доверенность от 11.01.05 б/н), 217 КЭЧ района (войсковая часть 55233) (представитель не явился, извещен), рассмотрев
14 ноября 2005 года в судебном заседании кассационную жалобу Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения на решение от 12 мая 2005 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Д., и постановление от 29 июля 2005 года N 09АП-7219/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Л., К., С.В., по заявлению Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения в интересах Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным распоряжения к Министерству имущественных отношений Российской Федерации, третьи лица: Открытое акционерное общество “Гостиничный комплекс “Подснежник“, 217 КЭЧ района (войсковая часть 55233),

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения обратился в Арбитражный суд г. Москвы в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) с заявлением о признании недействительным распоряжения Минимущества России от 27.12.02 N 4491-р в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ здания Гостиницы “Аврора“.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Открытое акционерное общество “Гостиничный комплекс “Подснежник“ (далее - ОАО “ГК “Подснежник“), 217 КЭЧ района (войсковая часть 55233).

В обоснование заявленных требований Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения ссылается на незаконность отчуждения в собственность ОАО “ГК “Подснежник“ здания Гостиницы “Аврора“ площадью 462,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснознаменск, ул. Краснознаменная, д. 1, в связи с тем, что указанное недвижимое имущество, являясь имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, в силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ представляет собой объект, относящийся исключительно к федеральной собственности, и не подлежит приватизации.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.03, заявленные требования удовлетворены. При этом суды обеих инстанций исходили из незаконности включения здания Гостиницы “Аврора“ в состав подлежащего приватизации путем преобразования в Открытое акционерное общество имущественного комплекса Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“, поскольку, тем самым, Минимущество России изменило способ приватизации, установленный изначально Правительством Российской Федерации в Постановлении от 15.09.97 N 1173 “О государственных унитарных предприятиях, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных сил Российской Федерации“.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.03.04 принятые по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменены в связи с несоответствием выводов, содержащихся в указанных судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. При этом судом кассационной инстанции указано на необходимость дачи судами правовой оценки основаниям издания оспариваемого в рамках настоящего дела распоряжения, учитывая обусловленность действий Минимущества России исполнением указаний, данных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 22.06.02 N 851-р.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.05 Минимущество России заменено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), к которому в порядке правопреемства перешли права и обязанности министерства.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды обеих
инстанций исходили из того, что здание Гостиницы “Аврора“ до принятия решения о приватизации Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ было закреплено за последним на праве хозяйственного ведения на основании договора о закреплении за предприятием Гостиничный комплекс “Подснежник“ государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения от 10.06.93, а также распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации от 04.06.93 N 964-р. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что в качестве способа приватизации здания Гостиницы “Аврора“, входящего в имущественный комплекс Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“, правомерно избрано преобразование в Открытое акционерное общество с закреплением 100% пакета акций в федеральной собственности, что полностью соответствует положениям Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, а также принятого Правительством Российской Федерации Постановления от 22.06.02 N 851-р.

Судами обеих инстанций указано на то, что факт принадлежности спорного имущества на праве оперативного управления 217 КЭЧ района (войсковая часть 55233) не подтвержден правоустанавливающими документами.

Кроме того, суды посчитали, что оспариваемое распоряжение Минимущества России не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поскольку здание Гостиницы “Аврора“ в любом случае подлежало приватизации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N 1173 “О государственных унитарных предприятиях, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных сил Российской Федерации“, а избрание того или иного способа приватизации государственного имущества не может повлиять на права и законные интересы заявителя.

На принятые по делу судебные акты Военным прокурором Ракетных войск стратегического назначения подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судами
норм материального и норм процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства заявитель кассационной жалобы, а также представители Минобороны России и 217 КЭЧ района (войсковая часть 55233).

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие не явившихся сторон.

Явившиеся представители Росимущества и ОАО “ГК “Подснежник“ возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что суды первой и апелляционной инстанций полностью выяснили и оценили фактические обстоятельства и приняли законные и обоснованные судебные акты.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу решения и постановления, изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

Оспариваемым распоряжением Минимущества России от 27.12.02 N 4491-р определены условия приватизации Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“.

Посчитав оспариваемое распоряжение не соответствующим закону в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ здания Гостиницы “Аврора“, Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, строительство Гостиницы “Аврора“ осуществлялось за счет средств Министерства обороны СССР, и в 1973 году вновь построенное здание было передано на баланс войсковой части 55233.

В соответствии с приказом командира войсковой части 57275 от 08.08.91 N 198 гостиницы войсковой части
55233 “Подснежник“, “Гейзер“, “Аврора“, именуемые в дальнейшем - Гостиничный комплекс “Подснежник“ войсковой части 32103, с 1 августа 1991 года переводятся на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с подчинением начальнику гарнизона войсковой части 32103. Командиру войсковой части 55233 приказано в срок до 20 августа 1991 года передать здания гостиниц дирекции Гостиничного комплекса “Подснежник“.

Распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации от 04.06.93 N 964 при Министерстве обороны Российской Федерации создано государственное хозрасчетное предприятие “Гостиничный комплекс “Подснежник“, а также утвержден его устав, в соответствии с которым Государственное предприятие “Гостиничный комплекс “Подснежник“ является правопреемником Гостиничного комплекса “Подснежник“ войсковой части 32103, созданного на основании приказа командира войсковой части 57275 от 08.08.91 N 198 (пункт 1.1 устава); имущество, переданное предприятию, закрепляется за ним на праве полного хозяйственного ведения в пределах, установленных договором о закреплении имущества (пункт 3.1 устава).

В соответствии с договором от 10.06.93 Государственный комитет по управлению государственным имуществом Российской Федерации закрепил за Государственным предприятием “Гостиничный комплекс “Подснежник“ на праве полного хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), которым предприятие было наделено при создании и которое отражено на балансе предприятия по состоянию на 1 апреля 1993 года. Согласно приложению N 2 к указанному договору в перечень имущества Гостиничного комплекса “Подснежник“ по состоянию на 01.04.93 вошла в том числе Гостиница “Аврора“.

Федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за Государственным предприятием “Гостиничный комплекс “Подснежник“, в том числе Гостиница “Аврора“, внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается свидетельством от 25.03.02 N 05001355.

05.06.02 право хозяйственного ведения в отношении здания Гостиницы “Аврора“ общей
площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Краснознаменная, д. 1, зарегистрировано за Государственным предприятием “Гостиничный комплекс “Подснежник“ (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 50-01.20-30.2002-134.1).

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что спорное здание Гостиницы “Аврора“ на момент принятия Минимуществом России оспариваемого распоряжения от 27.12.02 N 4491-р было в установленном законом порядке закреплено за Государственным предприятием “Гостиничный комплекс “Подснежник“.

Таким образом, довод кассационной жалобы Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения относительно того, что спорное имущество никогда не выбывало из оперативного управления воинской части 55233, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N 1173 в перечень основанных на праве хозяйственного ведения предприятий, выводимых из состава Вооруженных сил Российской Федерации и подлежащих реализации, включен, в том числе корпус “Аврора“ гостиничного комплекса “Подснежник“ (г. Краснознаменск, Московская область).

Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерством государственного имущества Российской Федерации издано распоряжение от 04.02.98 N 101-р, в соответствии с которым Государственному предприятию “Гостиничный комплекс “Подснежник“ разрешена реализация корпуса “Аврора“ на аукционной (конкурсной) основе среди участников закрытого административно-территориального образования (г. Краснознаменск (Голицино-2)) через Российский фонд федерального имущества. Однако спорное имущество реализовано не было в связи с отсутствием заявок на его приобретение.

Таким образом, до введения в действие с 26.04.02 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ здание Гостиницы “Аврора“ Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ реализовано не было.

Согласно пункту 2 статьи 43 указанного Закона с даты вступления в
силу настоящего Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В данном случае отсутствие заявок на приобретение имущества Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ означает отсутствие оферты для заключения сделки приватизации государственного имущества. Таким образом, продажа имущества Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При таких обстоятельствах с учетом того, что балансовая стоимость подлежащих приватизации активов Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ превысила минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, приватизация Государственного предприятия “Гостиничный комплекс “Подснежник“ может быть осуществлена только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 22.06.02 N 851-р, согласно Приложению N 2 к которому Гостиничный комплекс “Подснежник“ подлежит приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество с закреплением 100% пакета акций в федеральной собственности.

Таким образом,
отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что оспариваемое в рамках настоящего дела распоряжение Минимущества России от 27.12.02 N 4491-р о приватизации путем акционирования имущественного комплекса “Подснежник“ (входящих в него гостиниц “Аврора“ и “Подснежник“) издано ответчиком во исполнение положений Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и принятого в его развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.02 N 851-р, и, следовательно, соответствует закону и иным правовым актам.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Исходя из изложенного для признания судом ненормативного акта недействительным необходима совокупность следующих условий: несоответствия ненормативного акта закону или иным правовым актам, а также доказательства нарушения таким актом прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При рассмотрении настоящего спора суды правомерно посчитали, что оспариваемое распоряжение Минимущества России не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поскольку здание Гостиницы “Аврора“ в любом случае подлежало приватизации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N 1173 “О государственных унитарных предприятиях, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных сил Российской Федерации“, а избрание того или иного способа приватизации государственного имущества не может повлиять на права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах суды, установив, что оспариваемое распоряжение Минимущества России соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Минобороны России, приняли
обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, и судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 274, 284, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 мая 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2005 г. N 09АП-7219/05-ГК по делу N А40-14992/03-122-148 оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения - без удовлетворения.