Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2005, 21.07.2005 N КА-А40/6679-06 Дело об обязании налогового органа выдать ходатайство, необходимое для списания реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, передано на новое рассмотрение, т.к. суд не выяснил вопрос о соблюдении заявителем порядка и срока для обращения в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

25 июля 2005 г. Дело N КА-А40/6679-06резолютивная часть объявлена 21 июля 2005 г. “

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Д., судей Н., Р.О., при участии в заседании от заявителя: ООО (Д. - дов. N 165 от 17.05.2005); от ответчика: МИФНС (К. - дов. N 8 от 31.01.05), рассмотрев 21.07.2005 в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ООО “Олимп Империал“ - на решение от 30.12.2004 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Р.А., на постановление от 18.04.2005 N 09АП-1796/05-АК с учетом определения от
05.05.2005 об исправлении опечаток Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые К.С., К.Н., М., по заявлению ООО “Олимп Империал“ к Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 3 о признании недействительным бездействия и обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

решением от 30.12.04 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 18.04.05 Девятого арбитражного апелляционного суда с учетом определения суда апелляционной инстанции от 05.05.05 об исправлении опечаток, отказано в удовлетворении требований ООО “Олимп Империал“ (далее - Общество, заявитель) о признании действий должностных лиц Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (правопреемник Межрайонной инспекции МНС России N 41 по г. Москве, далее - Инспекция), выразившихся в оставлении заявления истца без исполнения, неправомерными, и об обязании Инспекции выдать ходатайство, необходимое для списания половины реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, предусмотренное “Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (далее - Порядок).

При этом суд поддержал позицию Инспекции о том, что списание половины долга по пеням и штрафам, реструктуризированным в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1002, производится при условии погашения половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации.

В кассационной жалобе Общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права - п. 5 Порядка, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

В судебном заседании представителем Инспекции представлен, письменный отзыв на жалобу, против приобщения которого к материалам дела представитель Общества не возражал.

Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв Инспекции
на кассационную жалобу Общества к материалам дела.

Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Инспекции, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Постановлением N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Согласно пункту 4 этого Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет, ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженность по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

Таким образом, является обоснованным довод Общества о том, что в зависимости от вида задолженности различаются и виды реструктуризации: по датам исчисления сумм, срокам погашения.

В связи с этим Порядок определяет особенности погашения задолженности.

Так, согласно п. 5 данного Порядка, организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам (абз. 1 п. 5 Порядка).

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам
(в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) (абз. 2 п. 5 Порядка).

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) (абз. 3 п. 5 Порядка).

Исходя из анализа и структуры изложения данного пункта Порядка, двухлетний и четырехлетний сроки гашения задолженности, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам (абз. 2 и 3 п. 5 Порядка), относятся к задолженности по налогам и сборам.

Что же касается случая реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам (что имеет место в рассматриваемом случае), то он закреплен в абз. 4 п. 5 Порядка, в котором содержатся условия и порядок предоставления права на списание половины или оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с названным абзацем п. 5 Порядка, в случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Таким образом, системное толкование п. 5 Порядка не
дает оснований для вывода о том, что право налогоплательщика на списание половины долга по пеням и штрафам по истечении 2 лет может быть реализовано лишь при условии погашения за указанный период половины реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.

При таких обстоятельствах довод Инспекции и вывод суда о том, что в случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам право заявителя на списание половины долга по пеням и штрафам возникает не только при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации, но и при условии погашения им в течение этих 2 лет половины реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, является ошибочным, в связи с чем судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.

Поскольку неправильное применение судом норм материального права привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, не выяснен вопрос о соблюдении заявителем установленного Постановлением Правительства РФ N 1002 порядка и срока для обращения в инспекцию с заявлением о списании половины задолженности по пеням и штрафам, а также о наличии условий, с которыми Порядок связывает право налогоплательщика на такое обращение (своевременное и полное ежеквартальное внесение текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду, с учетом вышеизложенного, следует, при необходимости, обязать Инспекцию представить данные о внесении Обществом текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации.

Руководствуясь ст. ст. 284, 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.12.2004 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 18.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда с учетом определения от 05.05.2005 об исправлении опечаток по делу N А40-58191/04-98-578 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.