Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2005, 09.03.2005 N КА-А40/1299-05 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта таможенного органа о привлечении к ответственности за утрату принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары, т.к. отсутствует состав правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
16 марта 2005 г. Дело N КА-А40/1299-05резолютивная часть объявлена 9 марта 2005 г. “
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев 09 марта 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “РЖД“ в лице филиала - Приволжской железной дороги, заявителя, на решение от 16 ноября 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 31 декабря 2004 г. N 09АП-6661/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые по делу N А40-50970/04-145-59 Арбитражного суда г. Москвы по заявлению ОАО “РЖД“ о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни,
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала - Приволжской железной дороги обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни от 15.09.04 N 10413000-428/2004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ.
Решением первой инстанции названного арбитражного суда от 16.11.04, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.12.04, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправомерное применение административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ. Также указало, что отсутствие на оригинале инвойсов регистрационного номера и ЛНП таможни не является достаточным основанием для привлечения перевозчика к ответственности.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе извещены в установленном законом порядке.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
30.07.04 на станцию Озинский Приволжской железной дороги прибыл вагон N 24497828 с грузом (бумага), следовавший по железнодорожной накладной N 0528569 со ст. Бусловская Северо-Кавказской железной дороги назначением - ст. Медео Республика Казахстан.
При таможенном оформлении на т/п “Озинский“ было обнаружено, что на подлинных инвойсах N 300148971, 300148972, 300148973, 300148974, 1275767 отсутствуют регистрационный номер на транзит и личная номерная печать (ЛНП) инспектора таможни. Регистрационный номер разрешения на транзит N 10206020/240604/0012050 и ЛНП указаны только в железнодорожной накладной N 0528569.
Постановлением от 15.09.04 N 10413000-428/2004 Саратовская таможня признала ОАО “РЖД“ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, и наложила взыскание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. В качестве правонарушения признан факт отсутствия на оригиналах указанных инвойсов регистрационного номера разрешения на транзит и личной номерной печати инспектора таможни, свидетельствующих о принятии данных документов в качестве транзитной декларации.
ОАО “РЖД“ оспорило в судебном порядке указанное постановление таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой и апелляционной инстанций сослался на доказанность факта утраты коммерческих документов (инвойсов), принятых таможенным органом в качестве транзитной декларации.
Вывод суда является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки и место доставки товаров.
Статьей 81 названного Кодекса предусмотрено, что в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в п. 2 этой статьи. О принятии в качестве транзитной декларации документов должностным лицом таможенного органа делается отметка по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно п. 13.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.03 N 973, при использовании в качестве транзитной декларации коммерческих, транспортных (перевозочных) документов и (или) таможенных деклараций непосредственно транзитную декларацию составляют только те документы, которые содержат сведения, указанные в п. 13.1 Инструкции. Причем основу транспортной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.
В соответствии с требованиями п. 13.7 названной Инструкции принятие таможенной декларации удостоверяется таможенным органом путем присвоения ей, а также документам, являющимся ее неотъемлемой частью, регистрационного номера. Регистрационный номер заверяется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления подписью и оттиском личной номерной печати.
Отсутствие на оригиналах инвойса регистрационного номера разрешения на транзит и ЛНП таможни неправомерно признано в качестве достаточного основания для привлечения ОАО “РЖД“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.9 КоАП РФ, поскольку необходимые сведения (регистрационный номер разрешения на транзит и ЛНП таможни) содержались в представленных таможенному органу перевозочных документах. Направляющий штамп проставлен Выборгской таможней на международной железнодорожной накладной. Обязательное проставление такого штампа на инвойсах, счетах-фактурах не предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ административным правонарушением признается утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства.
Утрата инвойсов таможней не доказана.
В связи с изложенным обжалуемые по делу судебные акты не соответствуют требованиям таможенного законодательства, в связи с чем подлежат отмене с вынесением нового решения по делу о признании незаконным и отмене оспариваемого по делу постановления Саратовской таможни.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.04 по делу N А40-50970/04-145-59 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.12.04 N 09АП-6661/04-АК по тому же делу отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Саратовской таможни от 15.09.04 N 10413000-428/2004.