Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.02.2005, 14.02.2005 N КА-А40/204-05 Дело о признании недействительным ненормативного акта налогового органа и возложении на налоговый орган обязанности возместить путем возврата из бюджета НДС передано на новое рассмотрение, т.к. судом не рассмотрен вопрос о недобросовестности налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

16 февраля 2005 г. Дело N КА-А40/204-05резолютивная часть объявлена 14 февраля 2005 г. “

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от истца: Ж. - дов. от 17.01.05, паспорт; от ответчика: Ф. - дов. от 17.05.04, уд. N 213516, рассмотрев 14.02.2005 в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы на решение от 17.08.04 Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 10.11.04 N 09АП-3855/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые по делу N А40-35461/04-76-384 по иску (заявлению) ООО “Торговый
дом “Сафойл“ к ИМНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы о признании частично недействительным решения и обязании возместить НДС с начислением процентов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Сафойл“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Москвы о признании частично недействительным решения от 20 февраля 2004 года N 21 и об обязании возместить НДС путем возврата из бюджета по декларации за октябрь 2003 года в сумме 1156464 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2004 года заявление удовлетворено в части обязания возместить НДС (том 3, л. д. 75 - 77), а в части решения Инспекции прекращено производство по делу в связи с пропуском Инспекцией срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ (том 3, л. д. 73).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2004 года решение оставлено без изменения.

Отзыв представлен на кассационную жалобу.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим обстоятельствам.

Арбитражные суды при удовлетворении требования налогоплательщика о возмещении НДС за октябрь 2003 года исходили из фактических обстоятельств налогового спора применительно к статье 176 НК РФ. Однако фактические обстоятельства налогового спора исследованы не в полном объеме.

Как следует из материалов дела, заявитель просит возместить из бюджета конкретную сумму НДС - 1156464 руб., уплаченную российским поставщикам за приобретенный у них товар, который был реализован на внешнем рынке, продан на Украину, в Казахстан, в Узбекистан и Армению по девяти контрактам.

Сумму 1156464 руб.,
заявленную в суд, и ее расчет относительно конкретных платежных документов и счетов-фактур суды не исследуют.

Между тем суд в силу закона обязан проверить конкретную оплату за конкретный товар, оценив счета-фактуры и платежные поручения, оценив при этом доводы обеих сторон по каждой поставке. При этом необходимо руководствоваться сложившейся судебно-арбитражной практикой по рассмотрению налоговых споров по возмещению НДС из бюджета.

В документе, видимо, имеется в виду Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N 4320/01.

В частности, Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N 4320/01, согласно которому право налогоплательщика на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость непосредственно связано с необходимостью подтверждения им факта экспорта того товара, при расчетах за который была уплачена поставщику сумма налога. При этом документы, представляемые истцом, должны содержать достоверную информацию.

Поскольку одним из условий возмещения из бюджета суммы налога на добавленную стоимость является подтверждение экспортной операции, истец, претендующий на такое возмещение, обязан доказать обстоятельства, связанные с экспортом, в том числе факт оплаты иностранным покупателем экспортного товара.

При этом суд обязан руководствоваться указаниями Конституционного Суда Российской Федерации о том, что “заключаемые налогоплательщиком НДС сделки не должны носить фиктивный характер, у них должна быть вполне конкретная разумная хозяйственная цель“.

В силу закона суд должен исследовать факты покупки и продажи товара и сумму НДС применительно к нормам ст. ст. 176, 171 Налогового кодекса РФ по документам заявителя.

При исследовании документов в совокупности по конкретной хозяйственной операции судом должен быть оценен каждый документ на предмет требований законодательства. В частности, необходимо исследовать факты покупок конкретного товара - алюминиевой
фольги, алюминиевого проката, прожекторов, установок фильтрации и манометров и продажи именно этого товара иностранным покупателям. При этом необходимо обязать стороны составить сверку расчетов по спорной сумме.

Суду при новом рассмотрении необходимо учесть нормы положений Конституционного Суда Российской Федерации, высказанные в Определении от 8 апреля 2004 года N 169-0 и в документе пресс-службы Конституционного Суда Российской Федерации “Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2004 года N 169-0“. А именно, что заключаемые налогоплательщиком НДС сделки не должны носить фиктивный характер, у них должна быть вполне конкретная разумная хозяйственная цель. Наличие у сделки определенной хозяйственной цели, в отсутствие которой она может считаться недействительной, признается в судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Одним из требований, выдвигаемых ВАС РФ в адрес арбитражных судов, является необходимость выявления направленности заключенных сделок с точки зрения такой их цели, как нарушение налогового законодательства. В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционные требования к осуществлению правосудия должны исключать т.н. формальное правосудие, когда устанавливается только какой-либо один, хотя и достаточно важный, юридический факт и игнорируются другие, не менее важные обстоятельства.

Конституция Российской Федерации в ст. 8 гарантирует предпринимателям экономическую свободу. Ядром экономической свободы как конституционного принципа является возможность дискреционного поведения предпринимателей, выбор ими различных вариантов осуществления субъективных прав. Однако это не абсолютная свобода. У конституционного права на экономическую свободу есть имманентные, т.е. установленные в самой Конституции, пределы (границы). Это - сфера публичного интереса. Объективирование этой сферы в целях лимитирования экономической свободы частных лиц - одно из предназначений конституционного права. В
известном смысле, конституционное право, защищая публичный интерес, ограничивает частный интерес. Эти идеи выражаются в конституционном праве через принцип необходимости добросовестного осуществления своих субъективных прав (часть 3 ст. 17 Конституции РФ).

Субъекты предпринимательской деятельности вправе применять в рамках свободы экономической деятельности различные гражданско-правовые средства (вексель, договор займа, уступку права требования, реорганизацию юридического лица и т.д.). Однако, осуществляя субъективные права, они должны учитывать, что при этом они могут выйти за рамки собственно частных отношений и затронуть сферу публичных (фискальных) интересов. И когда имеет место очевидное игнорирование этих интересов, может иметь место злоупотребление предоставленными субъективными правами. Выявить это могут только правоприменители (налоговые органы и суды), которые должны стремиться к дифференциации ситуаций с уплатой НДС.

В спорной налоговой ситуации, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, принципиальным является вопрос о добросовестности налогоплательщика.

Передавая дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция исходит из ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. При этом суд кассационной инстанции исходит также из того, что невыполнение судами по данному делу указанных требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к вынесению неправильного судебного акта. Поскольку выводы судов сделаны без полного исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела, связанных с конкретной суммой, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления исследовать и оценить фактические обстоятельства спора и добросовестность налогоплательщика, обратившегося за возмещением из бюджета суммы налога.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 августа 2004 года по делу N А40-35461/04-76-384 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2004 года N 09АП-3855/04-АК отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Отменить приостановление судебных актов, установленное определением ФАС МО от 19 января 2005 года N КА-А40/204-05.