Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2005 N А19-4802/05-47-Ф02-6466/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии ветеранам, поскольку право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 2005 г. Дело N А19-4802/05-47-Ф02-6466/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя закрытого акционерного общества “Братские электрические сети“ Голдобиной Н.Н. (доверенность N 24/ю от 11.01.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Иркутской области на решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4802/05-47 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное
общество (ЗАО) “Братские электрические сети“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании убытков в размере 140000 рублей, возникших в результате предоставления льгот по оплате услуг за электроэнергию в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ за период с июня по декабрь 2004 года.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Финансовое управление администрации г. Братска Иркутской области, Комитет социальной защиты населения администрации г. Братска, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области.

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно изложив их как требования о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области убытков в размере 3156207 рублей 27 копеек.

Решением от 30 августа 2005 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу ЗАО “Братские электрические сети“ 3156207 рублей 27 копеек.

Постановлением апелляционной инстанции от 31 октября 2005 года решение от 30 августа 2005 года оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами арбитражного суда, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 октября 2005 года и принять новое решение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: глава 6.1 в Федеральном законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ отсутствует.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены: пункт “ж“ части 1
статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 1, статьи 83, 129, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона “О ветеранах“, Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, глава 6.1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, статья 9 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 год“, постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“, пункт 2.2 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области, утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 15.06.2004 N 18-па, статья 26 Устава Иркутской области, пункт 2 постановления губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“.

Главное финансовое управление Иркутской области ссылается на недоказанность состава правонарушения, необходимого для возмещения убытков.

Заявитель считает, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по данному делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, при отсутствии в областном бюджете средств Иркутская область не может рассматриваться как причинитель вреда, удовлетворение иска привело к
фактическому пересмотру областного бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц, возникший спор не подведомственен арбитражному суду.

Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о правомерности заявленных требований.

Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 3156207 рублей 27 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ за период с июля по декабрь 2004 года.

Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по возмещению расходов в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ за период с июля по декабрь 2004 года.

В обоснование своих требований истец представил копии: договора N 48 от 30.01.2004 о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за электроэнергию, счетов-фактур, актов сверки объемов льгот за электроэнергию.

Главное финансовое управление Иркутской области в отзыве на иск указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, в полном объеме; на отсутствие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности вследствие причинения вреда; на недоказанность истцом суммы убытков, заявленных ко взысканию; на отсутствие договорных отношений с истцом; на возникновение обязанности в силу Федерального закона “О ветеранах“ перед ветеранами, а не перед юридическими лицами. Компенсация расходов истца должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

При разрешении спора
суду следует принять во внимание положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также то, что удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру областного бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании денежных средств с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Расходы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

Материальные потери, понесенные ЗАО “Братские электрические сети“ в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате электроэнергии ветеранам, имеющим право на льготы по оплате коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“.

Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2004 году в размере 5987061 рубля, невозмещения истцу расходов в сумме 3156207 рублей 27 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот
определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер расходов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4802/05-47 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4802/05-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Л.М.СОКОЛОВА