Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2005 N А19-6868/05-5-Ф02-5540/05-С1 Суд правомерно отказал в признании недействительным решения налогового органа о взыскании НДС, пени и штрафа, поскольку у налогового органа отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика внесения исправлений в счета-фактуры, подтверждающие его право на применение налоговых вычетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 ноября 2005 г. Дело N А19-6868/05-5-Ф02-5540/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Евдокимова А.И., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью “КомТЭК“ - Бубнова Ю.Г. (доверенность от 08.11.2005) и Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску - Верле Т.В. (доверенность N 03-18/20849 от 22.09.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “КомТЭК“ на решение от 18 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N
А19-6868/05-5 (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “КомТЭК“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 20.12.2004 N 10/3-2-30-345-490-2738ЮК Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску, преобразованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску (налоговая инспекция).

Решением от 18 мая 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением норм материального и процессуального права и несоответствием имеющимся в материалах дела доказательствам.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его доводам о нарушении либо неверном толковании налоговой инспекцией положений статей 32, 88, 101, 169 Налогового кодекса Российской Федерации судом не дана оценка и, соответственно, при принятии обжалуемых судебных актов данные доводы не приняты во внимание.

Общество полагает, что сделанный судом вывод о том, что выставленные счета-фактуры не содержат достоверных данных о грузополучателе и, следовательно, не могут являться основанием для подтверждения правомерности налоговых вычетов, поскольку налогоплательщиком не представлено доказательств получения товара, является противоречивым.

Общество считает необоснованными выводы арбитражного суда о том, что: право на осуществление вычетов по налогу на добавленную стоимость возникает при наличии трех юридических фактов (наличия счета-фактуры, принятия товара на
учет, фактической оплаты товара); недостоверность указанных в счете-фактуре сведений является нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации; для принятия к учету приобретенного товара необходимо наличие товарных накладных, транспортных железнодорожных и автомобильных накладных. При этом указанные основания отсутствуют в оспариваемом решении налоговой инспекции.

Налоговой инспекцией отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании кассационной инстанции представитель общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции отклонил доводы жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года, по результатам которой вынесла решение от 20.12.2004 N 10/3-2-30-345-490-2738ЮК о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 62699 рублей 57 копеек и предложила обществу уплатить в бюджет указанную сумму штрафа, налог на добавленную стоимость в сумме 313497 рублей 88 копеек и пени в сумме 7649 рублей 34 копеек.

Требованиями N 2512, 43564 налоговая инспекция предложила обществу в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы налога, пеней и штрафа.

Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительными названного решения и указанных требований являются правильными.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,
на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, из буквального толкования изложенных норм следует, что обязанность доказывания правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость возложена на налогоплательщика. При этом для подтверждения указанного права налогоплательщик обязан подтвердить уплату сумм налога на добавленную стоимость, принятие на учет приобретенного товара (работ, услуг), а также представить счета-фактуры, соответствующие установленным требованиям.

Частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд
оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу части 3 названной статьи доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Арбитражным судом при проверке законности и обоснованности оспариваемого решения налоговой инспекции установлено, что общество при проведении проверки не подтвердило факты полной уплаты принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), а также представило счета-фактуры, указанные в которых сведения не соответствуют действительности либо являются неполными.

Арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильному выводу о неподтверждении обществом своего права на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.

Суд кассационной инстанции считает необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении налоговой инспекцией при проведении проверки положений статей 32, 88, 101 Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно абзацу 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Абзацем 3 статьи 88 Налогового
кодекса Российской Федерации установлено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из толкования вышеназванных норм в их взаимосвязи следует, что у налогового органа отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика внесения исправлений в счета-фактуры, выставляемые поставщиком и подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов по направлению налогоплательщику копии акта налоговой проверки.

Поскольку статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено оформление акта только по результатам выездной налоговой проверки, у налоговой инспекции при проведении камеральной налоговой проверки объективно отсутствовала возможность направления в адрес общества акта налоговой проверки.

Кроме того, поскольку пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, либо отправляется по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней после ее отправки, направление налоговой инспекцией оспариваемого решения в адрес общества по почте также не является основанием для признания его недействительным.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6868/05-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

И.П.МИРОНОВА