Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2005 N А58-1559/05-Ф02-4775/05-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании единого социального налога, поскольку освобождение от обложения единым социальным налогом компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, связанных с выполнением работающими физическими лицами трудовых обязанностей, предусмотрено законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 сентября 2005 г. Дело N А58-1559/05-Ф02-4775/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителя закрытого акционерного общества “Акционерная компания “АЛРОСА“ - Гончарова А.О. (доверенность N 200 от 18.12.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Саха (Якутия) на решение от 5 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1559/05 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Акционерная компания “АЛРОСА“ (далее - общество) обратилось
в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения N 19 от 15.03.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция).

Решением суда от 5 июля 2005 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с указанным судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неверно истолковал содержание статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что в данной статье не установлен строго определенный перечень компенсаций, не подлежащих налогообложению. Компенсации, о которых идет речь в абзаце 9 подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, призваны возместить работникам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, то есть обусловленные реальными расходами.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании от 28 сентября 2005 года в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 30 сентября 2005 года.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 71388 от 13.09.2005), но своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело слушается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела
доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество 14.12.2004 обратилось с заявлением N 02-31-Б24/1080 в налоговую инспекцию о принятии решения о зачете в счет предстоящих налоговых платежей излишне уплаченного за 2002 - 2003 годы единого социального налога с сумм компенсаций за неиспользованный отпуск.

15.12.2004 общество представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2002 год.

В ходе проверки установлено, что общество начисляло своим работникам денежные компенсации за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, за 2002 год. Сумма денежной компенсации составила 24363206 рублей 43 копейки. По мнению налоговой инспекции, не подлежит обложению единым социальным налогом компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая только при увольнении работника, в связи с чем общество неправомерно уменьшает налоговую базу для исчисления налога и уменьшает сумму единого социального налога.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год налоговой инспекцией вынесено решение N 19 от 15.03.2005 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Данным решением обществу предложено уплатить доначисленный единый социальный налог за 2002 год в сумме 1894125 рублей 75 копеек.

Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции N 19 от 15.03.2005, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из того, что статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен точный перечень компенсаций.

Данный довод суда первой инстанции
является обоснованным.

В соответствии со статьей 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Согласно статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительность 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации к гарантиям относятся средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; к компенсациям относятся денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации в случаях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 321 Трудового кодекса Российской Федерации кроме установленных законодательством ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Согласно статье 14 Закона Российской
Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью: в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день, в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии со статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе
переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Из анализа нормы статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в ней установлен не строго определенный перечень компенсаций, а “все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации)“. При этом в статье указывается, с чем именно связаны эти компенсационные выплаты.

Приводя доводы о необоснованности освобождения от обложения единым социальным налогом, налоговый орган ссылается на неправильное применение абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором установлены компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Однако, как следует из заявления общества и как пояснил в заседании суда кассационной инстанции его представитель, выплата работникам компенсаций за неиспользованный отпуск связана с выполнением работающими физическими лицами трудовых обязанностей, а не с увольнением работников.

Освобождение от налогообложения такого вида компенсационных выплат предусмотрено абзацем 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик вправе не облагать единым социальным налогом компенсационные выплаты работникам за неиспользованный отпуск.

Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального права соблюдены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха
(Якутия) по делу N А58-1559/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.Н.ПАРСКАЯ