Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2005 N А74-1643/05-Ф02-4413/05-С1, А74-1643/05-Ф02-4695/05-С1 Дело в части признания незаконными и отмене актов налоговых органов, касающихся привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, направлено на новое рассмотрение, поскольку суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у налоговых органов полномочий, касающихся составления административного протокола по факту правонарушения, являющегося предметом спора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 сентября 2005 г. Дело N А74-1643/05-Ф02-4413/05-С1

А74-1643/05-Ф02-4695/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия и Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия - Корнеева М.В. (доверенности от 01.09.2005, N ОЛ-05-13/4969, от 01.09.2005 б/н),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия и Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия на решение от
5 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1643/05 (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Панда“ обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными и отмене протокола об административном правонарушении N 25 от 21.03.2005, постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) по делу об административном правонарушении N 25 от 04.04.2005 и решения Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - УФНС) от 25.04.2005.

Решением суда от 5 июля 2005 года заявление удовлетворено частично: постановление налоговой инспекции и решение УФНС признаны незаконными и отменены; производство по делу прекращено на основании статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части признания незаконным протокола об административном правонарушении в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда, налоговая инспекция и УФНС оспаривают вывод суда об отсутствии у налоговых органов полномочий по составлению протокола об административном правонарушении и привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что такие полномочия налоговых органов определены Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в связи с чем просят об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на кассационную жалобу ООО “Панда“ отклоняет доводы кассационных жалоб, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без
удовлетворения.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 71503, 71504 от 12.09.2005, N 71502 от 16.08.2005, N 70192, 70193, 70195 от 24.08.2005). ООО “Панда“ своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 14.09.2005.

Как следует из материалов дела, главным государственным налоговым инспектором Вепревым А.В. составлен протокол об административном правонарушении N 25 от 21.03.2005 о факте совершенного ООО “Панда“ правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении обязанности резидента по резервированию на срок до исполнения нерезидентом обязательств суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов, определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Постановлением налоговой инспекции N 25 от 04.04.2005 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 78651,56 рубля.

Решением УФНС от 25.04.2005 жалоба ООО “Панда“ оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми административными органами актами, общество обратилось с заявлением в суд об их оспаривании.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований и признавая постановление налоговой инспекции и решение УФНС незаконными, суд мотивировал его отсутствием у налоговых органов полномочий по составлению протокола об административном правонарушении и привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В части признания незаконным протокола об административном правонарушении производство по делу прекращено на основании статьи 15.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

Проверив законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Пунктом 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением контроля и надзора за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями (пункт 5.1.5 Положения).

Статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции органов валютного контроля отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.

Отсюда следует, что на момент возникновения спорных правоотношений, то есть до признания Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации“ утратившим силу пункта 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, руководители налоговых органов как органов, имеющих на тот момент статус органов валютного контроля, имели право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, следовательно, составлять протоколы об административных правонарушениях.

Поскольку обжалуемые акты налоговой инспекции и УФНС приняты соответственно 04.04.2005 и 25.04.2005, то есть в период действия пункта 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, вывод Арбитражного суда Республики Хакасия об отсутствии у налоговых органов полномочий по составлению протокола об административном правонарушении и привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на рассмотрение по существу заявленных требований.

При рассмотрении настоящего дела судом сделан правильный вывод о прекращении производства по делу в части требования заявителя о признании незаконным протокола об административном правонарушении, поскольку данный акт не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя и не влечет для него каких-либо правовых последствий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1643/05 изменить: в части признания незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия по делу об административном правонарушении N 25 от 4 апреля 2005 года и решения Управления
Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия от 25 апреля 2005 года отменить. Дело в указанной части направить на рассмотрение по существу заявленных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА