Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А78-656/05-С2-20/77-Ф02-3950/05-С2 Суд правомерно прекратил производство по делу, поскольку действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможности рассмотрения споров, связанных с выделением или перераспределением бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 августа 2005 г. Дело N А78-656/05-С2-20/77-Ф02-3950/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Орлова А.В., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителей:

администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области - Селюниной Н.А. (доверенность от 12 августа 2005 года), Насыровой Н.М. (доверенность от 12 августа 2005 года),

Комитета по финансам Читинской области - Карелиной Е.А. (доверенность от 5 мая 2005 года N 45),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области на определение от 10 марта 2005 года, постановление
апелляционной инстанции от 16 мая 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-656/05-С2-20/77 (суд первой инстанции: Анисимов М.И.; суд апелляционной инстанции: Ильющенко Ю.И., Шеретеко Н.Ю., Лешукова Т.О.),

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области (администрация) обратилась в Арбитражный суд Читинской области с заявлением (с учетом последующего уточнения) к Комитету по финансам Читинской области об обязании последнего возвратить заявителю денежные средства в сумме 5558241 рубля 59 копеек как неосновательно приобретенные путем удержания из причитавшейся заявителю дотации.

Определением Арбитражного суда Читинской области от 10 марта 2005 года производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 мая 2005 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, администрация г. Краснокаменска и Краснокаменского района обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 10 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 мая 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-656/05-С2-20/77 и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд пришел к неправомерному выводу относительно сложившихся между истцом и ответчиком отношений.

Заявитель считает, что отношения сторон регламентируются статьями 8, 12, 212, 215, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны являются участниками гражданского оборота.

Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали ее доводы, при этом указали на то, что спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде на основании пункта 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Комитета по финансам Читинской области отклонил доводы заявителя, ссылаясь на их необоснованность.

Дело
рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Читинской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А78-656/05-С2-20/77, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о возврате неосновательно приобретенного имущества - денежных средств, удержанных из причитающейся муниципальному образованию дотации.

По мнению администрации, Комитет по финансам Читинской области сберег денежные средства, предназначенные муниципальному образованию на расходы, предусмотренные бюджетом на 2004 год.

Вынося определение о прекращении производства по делу, Арбитражный суд Читинской области исходил из того, что предъявленное требование по существу является спором о выделении средств из бюджета и не вытекает из предпринимательской или иной экономической деятельности как заявителя, так и ответчика, поэтому данный спор арбитражному суду не подведомственен в силу статей 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы обоснованными и правомерными.

Статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым
арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку данный спор не относится к сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд Читинской области обоснованно руководствовался пунктом 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающим возможность рассмотрения арбитражным судом других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможности рассмотрения споров, связанных с выделением или перераспределением бюджетных средств, в связи с чем Арбитражный суд Читинской области обоснованно прекратил производство по делу.

Доводы заявителя жалобы о наличии между сторонами гражданско-правового спора не подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и соответствуют нормам процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 10 марта 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 мая 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-656/05-С2-20/77 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

А.В.ОРЛОВ

М.Д.РЮМКИНА