Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2005 N А19-30849/04-43-Ф02-3693/05-С1 Судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафных санкций за неуплату земельного налога, поскольку невключение в налогооблагаемую базу при расчете земельного налога по уточненной декларации соответствующей площади земельного участка не повлекло за собой неуплату указанного налога вследствие его фактической переплаты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 августа 2005 г. Дело N А19-30849/04-43-Ф02-3693/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Коржевской О.М. (доверенность от 11.01.2005 N 08-02.1/4),

от ответчика - Зарубина С.И. (доверенность от 17.05.2005 N 33),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области на решение от 2 марта 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30849/04-43 (суд
первой инстанции: Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Белоножко Т.В., Архипенко А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Братское лесоторговое предприятие“ (общество) налоговых санкций в сумме 119097 рублей.

В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу г. Братска Иркутской области на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области.

Решением суда от 2 марта 2005 года в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года решение суда оставлено без изменения.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу и вынести новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и нарушение норм процессуального права.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, судом не дана оценка письму Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Братску и Братскому району о принадлежащем обществу земельном участке, а также информации о совпадении в одном лице учредителя и руководителя общества и акционерного общества закрытого типа “Братское лесоторговое предприятие“, в отношении которого оформлены права пользования земельным участком, фактически, по мнению налоговой инспекции, используемым обществом.

Кроме того, не применена подлежащая применению норма земельного законодательства о переходе права пользования земельным участком лицу, приобретающему право собственности на располагающееся на нем строение, здание, сооружение.

Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке,
предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против отмены или изменения судебных актов, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 5 августа 2005 года.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, обществом в налоговую инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2003 год, согласно которой земельный налог исчислен налогоплательщиком исходя из размера площади используемого земельного участка 0,212 га, расположенного по адресу: г. Братск, ул. Пионерская, 5.

Данной декларацией по сравнению с первоначальной налогоплательщиком уменьшена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, на 595485 рублей.

На основе уточненной налоговой декларации налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлено занижение сумм земельного налога в размере 595485 рублей в результате необоснованного исключения из налоговой базы земельного участка площадью 7,5916 га, расположенного по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, промзона БрАЗа, фактическое использование которого обществом установлено налоговой инспекцией по сведениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Братску и Братскому району.

20 августа 2004 года налоговой инспекцией вынесено решение N 07-2/907 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением налоговой инспекции общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 119097 рублей. Кроме того, обществу предложено уплатить
земельный налог за 2003 год в сумме 595485 рублей и пени в сумме 30698 рублей 16 копеек.

27 августа 2004 года налогоплательщику направлено требование об уплате налоговой санкции N 2557.

В связи с неуплатой суммы штрафа в предусмотренный требованием срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из подтверждения правоустанавливающими документами (договором купли-продажи от 24 мая 1995 года и дополнительным соглашением к нему от той же даты) права собственности общества на строения и сооружения, расположенные на земельном участке по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, промзона БрАЗа, занимающие площадь 0,69389 га. При этом земельный налог за 2003 год уплачен обществом в сумме 351544 рублей, что превышает сумму, фактически подлежащую уплате исходя из общей площади земельных участков, составляющей 0,90589 га, в связи с чем невключение в уточненную декларацию участка площадью 0,69389 га не образует неуплату налога.

Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под землепользователями понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования, под землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

На основании имеющихся в деле документов, подтверждающих право собственности общества на здания и сооружения, судами установлено, что площадь
используемых земельных участков составляет 0,90589 га, в том числе 0,212 га по адресу: г. Братск, ул. Пионерская, 5 и 0,69389 га по адресу: Братск, жилой район Центральный, промзона БрАЗа.

Таким образом, из земельного участка площадью 7,5916 га по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, промзона БрАЗа, право бессрочного (постоянного) пользования на который принадлежит АОЗТ “Братское лесоторговое предприятие“ на основании постановления главы администрации города Братска от 16 ноября 1993 года N 1226 (государственный акт N 7435-01), подтверждено использование обществом земель площадью 0,69389 га в силу правила статьи 37 Земельного кодекса РСФСР (применимого к правоотношениям, возникшим на момент приобретения обществом недвижимого имущества у АОЗТ “Братское лесоторговое предприятие“) о переходе с правом собственности на здания или сооружения права пользования занятым ими земельным участком.

Сведения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Братску и Братскому району о фактическом использовании земельного участка правильно оценены судом как не подтверждающие возникновение обязательств по уплате земельного налога, поскольку из них не следует наличие у общества статуса лица, являющегося налогоплательщиком согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Поскольку, как установлено при рассмотрении дела, невключение в налоговую базу при расчете налога по уточненной налоговой декларации площади земельного участка в размере 0,69389 га не повлекло неуплаты налога вследствие фактического внесения обществом в бюджет земельного налога в сумме, превышающей подлежащую уплате, оснований для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, у налоговой инспекции не имелось.

При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций соответствует закону.

На основании изложенного судебные акты по делу
изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 2 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30849/04-43 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

М.А.ПЕРВУШИНА