Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2005 N А33-29915/04-С1-Ф02-3655/05-С2 Суд правомерно отказал в возмещении расходов, понесенных в результате предоставления льгот инвалидам по оплате тепловой энергии, поскольку такие расходы подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 августа 2005 г. Дело N А33-29915/04-С1-Ф02-3655/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Кулакова В.И., Некрасова С.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ Макарова С.И. (доверенность N 60 от 10.02.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ на решение от 21 февраля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 мая 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-29915/04-С1 (суд первой инстанции: Ярош Г.В.; суд апелляционной инстанции: Сазонцев С.В., Гурова Т.С., Севрюкова Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Красноярскэнерго“
обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о взыскании суммы предоставленных инвалидам г. Канска, проживающим в частных домах, льгот по оплате тепловой энергии в размере 81523 рублей 22 копеек, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3045 рублей 69 копеек.

Решением от 21 февраля 2005 года иск удовлетворен в полном объеме. Арбитражный суд взыскал с Управления социальной защиты населения администрации г. Канска в пользу ОАО “Красноярскэнерго“ 81523 рубля 22 копейки, составляющие невозмещенную сумму предоставленных в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате тепловой энергии.

Суд апелляционной инстанции 5 мая 2005 года решение от 21 февраля 2005 года отменил и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Красноярского края, ОАО “Красноярскэнерго“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить или изменить решение от 21 февраля 2005 года, постановление от 5 мая 2005 года полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены часть 3 статьи 15, статья 65, часть 1 статьи 124, часть 1 статьи 125, часть 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2, пункт 1 статьи 48, пункт 1 статьи 53, статьи 307, 309, 310, 314, 420, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 год“, постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, Правила
предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901.

Арбитражным судом не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, касающиеся размера финансирования льгот по оплате электроэнергии из соответствующих бюджетов и размера средств, поступивших ответчику и направленных им на компенсацию данных льгот, не установлен орган, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший свои обязательства по финансированию расходов.

Управление социальной защиты населения администрации г. Канска отзыв на кассационную жалобу не представило.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО “Красноярскэнерго“, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации г. Канска невозмещенных расходов в сумме 81523 рублей 22 копеек.

Основанием иска указано на неисполнение Управлением социальной защиты населения администрации г. Канска обязанности по возмещению расходов, понесенных истцом в январе, феврале, марте, апреле, мае, сентябре 2004 года в связи с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии гражданам, проживающим в частных домах, в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование своих требований истец представил копии: договора от 01.01.2004, реестров на возмещение расходов, счетов-фактур, служебных записок, договоров на теплоснабжение, перечней объектов и расчета годового отпуска тепловой энергии, расчетов нагрузки на горячее водоснабжение, оборотных ведомостей, ведомостей распределения тепловой энергии, справок, а также расчет суммы задолженности.

Возражая против заявленных требований, Управление социальной защиты населения администрации г. Канска указало на то, что источником финансирования для реализации
льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, являются средства федерального бюджета в форме субсидий, порядок расходования которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 536 от 14.07.2001. Суммы расходов, представленных к возмещению, являются необоснованными, при их расчете применены тарифы на услуги, не соответствующие утвержденным Канским городским Советом депутатов от 26.01.2004 N 37-318.

Суд первой инстанции признал обоснованными исковые требования, полагая, что Управлением социальной защиты населения администрации г. Канска не исполнены обязательства по возмещению понесенных ОАО “Красноярскэнерго“ расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате стоимости потребленной тепловой энергии гражданам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Суд апелляционной инстанции отменил решение от 21 февраля 2005 года, указав на то, что в рамках спорных правоотношений на муниципальное образование законом не возложена обязанность по возмещению понесенных истцом расходов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

При определении предмета судебного исследования, круга доказательств суд апелляционной инстанции исходил из заявленных материально-правовых требований, их правовой квалификации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что компенсация затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, производится за счет средств федерального бюджета.

Принимая во внимание заявленные исковые требования, правовой статус ответчика, основания возникновения и характер спорных правоотношений сторон, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что у Управления социальной защиты населения администрации г. Канска отсутствует обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным
законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Давая оценку сложившимся между сторонами отношениям, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался статьями 4, 5, 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, статьями 2, 3, 9 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права Арбитражным судом Красноярского края, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 5 мая 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-29915/04-С1 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 5 мая 2005 года по делу N А33-29915/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

С.Ю.НЕКРАСОВ