Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.05.2006, 10.05.2006 по делу N А40-10573/06-20-55 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на доходы физических лиц, т.к. заявителем представлен полный пакет документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов, налоговым органом не представлено доказательств совершения налогоплательщиком нарушений налогового законодательства, регулирующего взимание налога на доходы физических лиц.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 мая 2006 г. Дело N А40-10573/06-20-5510 мая 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 10 мая 2006 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи З., при ведении протокола судебного заседания судьей З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Аудиторско-консультационная компания “Бизнес-Аудит“ к Инспекции ФНС России N 29 по г. Москве о признании недействительным решения от 16.02.06 N 13-28-1531/85, при участии от заявителя: П. ген. дир. прот. N 3 от 22.12.02; от ответчика: Г. - дов. N 09-34/37170 от 02.11.05,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Аудиторско-консультационная компания “Бизнес-Аудит“ обратилось в Арбитражный суд
города Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 29 по г. Москве о признании недействительным решения от 16.02.06 N 13-28-1531/85.

Заявитель требования поддержал.

Ответчик против заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ N 29 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 13-28-1531/2518 от 29.12.05, на основании которого принято решение N 13-28-1531/85 от 16.02.06, в соответствии с которым:

1. ЗАО “АКК “Бизнес-Аудит“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной:

А) п. 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного отчетного периода в размере 15000 руб.;

Б) п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов в размере 1168105,99 руб., в том числе:

- по НДС - 515205 руб. (2576023 x 20%);

- по налогу на прибыль - 634648 руб. (3173242 x 20%);

- по ЕСН в ФБ - 12748,04 руб. (63740,21 x 20%);

- по ЕСН в ФСС - 4029,48 руб. (20147,41 x 20%);

- по ЕСН в ФФОМС - 78,76 руб. (393,78 x 20%);

- по ЕСН в ТФОМС - 1396,71 руб. (6983,56 x 20%).

В) ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, к штрафу в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, что составляет 241,8 руб. (1209 x
20%).

Итого по п. 1 штрафы в размере 1183347,99 руб.

2. По результатам проверки предлагается:

2.1 Взыскать с ЗАО “АКК “Бизнес-Аудит“:

А) налоговых санкций, указанных в п. 1 настоящего решения;

Б) суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов:

- НДС в размере 2576023 руб.;

- налог на прибыль в размере 3173242 руб.;

- налог на доходы физических лиц в размере 52 руб.;

- ЕСН в размере 91264,96 руб., в том числе:

- ФБ в размере 63740,21 руб.,

- ФСС в размере 20147,41 руб.,

- ФФОМС в размере 393,78 руб.,

- ТФОМС в размере 6983,56 руб.

Итого неполная уплата налогов установлена в сумме 5840581,96 руб.

В) пени за несвоевременную уплату налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ, в том числе:

- пени по НДС - 1113962 руб.;

- пени по налогу на прибыль - 974936 руб.;

- пени за несвоевременное перечисление НДФЛ - 661,73 руб.;

- пени на сумму заниженного ЕСН в размере 5500,83 руб.

Итого по п. 2.В начислены пени в размере 2095060,56 руб.

Г) недоудержанные суммы НДФЛ доудержать с физического лица. Представить в ИФНС РФ N 29 по г. Москве уточненные сведения по форме N 2-НДФЛ за 2002 - 2003 гг.

Б) сдать уточненные декларации за 2003 - 2004 гг. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Всего по решению начислено: 9118990,51 руб.

Судом установлено следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности“ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

В соответствии с п. п. 3.1 в) п. 3 Стандарта “Аудиторские доказательства“, одобренного Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте РФ 25 декабря 1996 года, источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются: результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

В соответствии с п. 11 раздела “Форма и содержание рабочих документов“ Стандарта N 2 “Документирование аудита“ рабочая документация должна содержать информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приложение к правилу (стандарту) N 15, а не Приложение N 1.

Стандарт N 15 “Понимание деятельности аудируемого лица“ устанавливает перечень вопросов необходимых для анализа деятельности аудируемого лица (Приложение N 1). В перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица входят:

1. Общие экономические факторы: общий уровень развития экономики (например, спад или рост); процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция, девальвация или ревальвация национальной валюты; политика Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти иностранного государства, на территории которого аудируемое лицо, его филиалы и представительства ведут деятельность (денежная, налоговая, тарифная, торговые ограничения, программы правительственной помощи); курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица: рынок и конкуренция в отрасли; цикличная или сезонная деятельность; изменения в технологии производства; коммерческий риск (например, новая технология, применяемая в производстве продукции, легкий доступ на рынок новых конкурентов); сокращение или расширение деятельности; неблагоприятные условия деятельности (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция); экономические показатели в отрасли; проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета; экологические требования и проблемы; требования нормативных правовых актов,
в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица; доступность и стоимость энергоресурсов;

особенности деятельности (например, в отношении трудовых договоров, порядка финансирования, порядка ведения бухгалтерского учета).

3. Управление и структура собственности аудируемого лица: корпоративная и организационная структура (включая любые недавние или запланированные изменения); акционеры и их аффилированные лица (их деловая репутация и опыт);

структура капитала (включая любые недавние или запланированные изменения); цели, принципы, стратегические планы руководства; приобретения организаций, реорганизация аудируемого лица или ликвидация отдельных видов деятельности (запланированные или недавно произошедшие); источники и методы финансирования (текущие, первоначальные); совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных членов, независимость, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и масштаб его деятельности, факты замены внешних консультантов, например, юристов); руководители (опыт работы и деловая репутация, текучесть кадров, основной финансовый персонал и его статус в организации, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования или премирования как элемента вознаграждения, например, в зависимости от полученной прибыли, использование прогнозов и смет, стиль работы, поддержка курса акций аудируемого лица, наличие и качество управленческих информационных систем); наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;

отношение руководства аудируемого лица к системе внутреннего контроля.

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лица: характер деятельности (например, производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт); местонахождение производственных помещений, складов, служебных помещений; характеристика персонала (например, по месту нахождения, по уровню заработной платы, особенности деятельности профессиональных союзов, особенности социального обеспечения);

рынки сбыта продукции или предоставления услуг (например, основные заказчики и договоры, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии, портфель заказов, тенденции развития, маркетинговая стратегия, производственные процессы); поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты,
стабильность поставок, условия оплаты, импорт, способы поставки); товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество); лицензии, патенты; основные виды расходов;

научные исследования и разработки; активы, обязательства и операции в иностранной валюте - по типам валюты; действующие информационные системы; особенности полученных займов.

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению аудируемого лица, включающие основные финансовые показатели и тенденции их изменения.

6. Условия, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Особенности законодательства: требования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения; требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности; требования к аудиторскому заключению; возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таким образом, выполнение требований Стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность, делает необходимым проведение всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не ограничиваясь только данными бухгалтерской отчетности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не может признать обоснованными выводы Инспекции, изложенные в п. 1.1 решения.

Кроме того, как усматривается из текста оспариваемого решения (стр. 4), налоговой проверкой установлено, что в проверяемом периоде организация ЗАО АКК “Бизнес-Аудит“ оказывала в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01 N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности“ следующие услуги:

- разовые консультационные услуги по вопросам налогового законодательства, ведения бухгалтерского учета, таможенного законодательства, гражданского законодательства и прочих отраслей законодательства;

- аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организаций;

- оказание прочих услуг, в том числе и оптимизацию бизнес-процессов деятельности организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ N 119-ФЗ от 7 августа 2001 года “Об аудиторской деятельности“, аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, (п. 3 ст. 1 ФЗ N 119 от 7 августа 2001 года “Об аудиторской деятельности“).

В соответствии с п. 6 ст. 1 ФЗ N 119-ФЗ от 7 августа 2001 года “Об аудиторской деятельности“, для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Учитывая изложенное, суд не может согласиться с выводами
налогового органа, содержащимися на стр. 6 оспариваемого решения о том, что заявителем проводился исключительно анализ финансово-хозяйственной деятельности, являющийся одной из сопутствующих аудиту услугой, что требует наличия в штате аудиторской организации, оказывающей данные услуги не менее пяти аудиторов.

Указанные выводы Инспекции противоречат выводам, ранее изложенным налоговым органом на стр. 4 решения, в соответствии с которыми организацией ЗАО АКК “Бизнес-Аудит“ оказывались в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01 N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности“ не только услуги, входящие в перечень сопутствующих аудиту, но также и аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организаций, что, как было изложено выше, является аудиторской деятельностью, аудитом.

В силу вышеизложенного, требование ответчика к наличию в штате заявителя определенного количества аудиторов, не основано на законе.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования, заявленные ЗАО “Аудиторско-консультационная компания “Бизнес-Аудит“, признаются судом подлежащими удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.

На основании ст. ст. 3, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС N 29 по г. Москве от 16.02.2006 N 13-28-1531/85.

Возвратить заявителю расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Решение
может быть обжаловано в месячный срок в 9 Арбитражный апелляционный суд.