Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2005 N А19-20337/03-29-Ф02-2370/05-С2 Производство по жалобе на действия кредитора в части требования о признании незаконными действий должностного лица налогового органа по выставлению инкассовых поручений прекращено, поскольку данный спор подлежит разрешению в рамках дела о банкротстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июня 2005 г. Дело N А19-20337/03-29-Ф02-2370/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Уманя И.Н.,

судей: Евдокимова А.И., Палащенко И.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Клищевского В.И. (доверенность от 17 февраля 2005 года и служебное удостоверение УР N 043949, выданное 23 мая 2005 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на определение от 5 октября 2004
года и постановление апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20337/03-29 (суд первой инстанции: Иванова Т.П.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Буяновер П.И., Матинина Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Иркутской области, принятым 15 июня 2004 года по делу N А19-20337/03-29, открытое акционерное общество “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ (далее - ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Процедура конкурсного производства в отношении ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“).

Определением от 24 сентября 2004 года назначено в рамках дела о банкротстве судебное заседание для рассмотрения жалобы ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ на действия кредитора - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области (ныне - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу).

Ссылаясь на статьи 60, 126, 133 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и на статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ заявило в жалобе требования о признании незаконными действий заместителя руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области (далее - Межрайонная инспекция МНС РФ N 16) по выставлению инкассовых поручений N 3757, 3758 и 3759 от 2 сентября 2004 года по счету ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ и о запрещении Межрайонной инспекции МНС РФ N 16 выставлять инкассовые поручения на счет должника.

Заявленные
требования мотивированы тем, что инкассовые поручения N 3757, 3758 и 3759 от 2 сентября 2004 года, направленные налоговым органом в банк, в котором открыт счет должника, на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) единого социального налога в общей сумме 1682445 рублей ограничивают возможность ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ распоряжаться своим имуществом.

Определением от 5 октября 2004 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года, жалоба удовлетворена частично. Признаны неправомерными действия заместителя руководителя Межрайонной инспекции МНС РФ N 16 по выставлению инкассовых поручений N 3759 от 2 сентября 2004 года на сумму 325018 рублей, N 3757 от 2 сентября 2004 года на сумму 1338308 рублей и N 3758 от 2 сентября 2004 года на сумму 19119 рублей по счету ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“, а в удовлетворении жалобы в остальной части отказано.

Признавая неправомерными действия заместителя руководителя Межрайонной инспекции МНС РФ N 16 по выставлению инкассовых поручений, суд первой инстанции руководствовался статьями 100, 124, 126, 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, при этом исходил из недопустимости как ограничения распоряжения имуществом должника, так и преимущественного права погашения задолженности одних кредиторов перед другими, из наличия у кредиторов права предъявлять требования об уплате обязательных платежей, а также текущих обязательств лишь в ходе конкурсного производства.

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - Межрайонная инспекция ФНС N 13) пришел к выводу о неправомерности действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений по счету должника в
качестве погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, указав на то, что такие требования удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после погашения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС N 13 просит отменить определение от 5 октября 2004 года в части признания неправомерными действий налогового органа по направлению инкассовых поручений, а также постановление суда апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года, принять новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что у ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ возникла недоимка:

- по единому социальному налогу (взносу), зачисляемому в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 10105010, по сроку уплаты 15 июля 2004 года в сумме 1338308 рублей;

- по единому социальному налогу (взносу), зачисляемому в Фонд социального страхования по коду бюджетной классификации 1010520, по сроку уплаты 15 июля 2004 года в сумме 379748 рублей;

- по единому социальному налогу (взносу), зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 1010530, по сроку уплаты 15 июля 2004 года в сумме 19119 рублей;

- по единому социальному налогу (взносу), зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 1010540, по сроку уплаты 15 июля 2004 года в сумме 325018 рублей,

которая в соответствии со статьей 5 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ относится к текущим платежам, поскольку срок исполнения обязательных платежей наступил после принятия решения о признании должника банкротом.

Выявив нарушения по уплате текущих платежей, налоговый орган направил конкурсному управляющему требование об уплате налога от 3 августа 2004 года N 1591, затем принял на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации
решение от 23 августа 2004 года N 853 о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств и выставил инкассовые поручения.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 июня 2005 года до 14 часов 30 минут 20 июня 2005 года.

Межрайонная инспекция ФНС N 13 и ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены в соответствии с требованиями, установленными главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответственно 16 июня и 17 июня 2005 года (телеграфные уведомления N 231906/02058 и N 231906/02059).

Представитель ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы не поступило.

Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя должника в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС N 13 Клищевский В.И. поддержал в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Выслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, принятых по делу N А19-20337/03-29, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что определение от 5 октября 2004 года и постановление от 22 февраля 2005 года подлежат изменению, а производство по жалобе в обжалуемой части - прекращению, исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области при рассмотрении жалобы должника на действия кредитора, инкассовые
поручения N 3757, 3758 и 3759 от 2 сентября 2004 года направлены налоговым органом в банк, в котором открыт счет должника, на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после введения процедуры конкурсного производства, в связи с чем они являются согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ текущими платежами. Эти обстоятельства подтверждены должником в отзыве на апелляционную жалобу (л.д. 50) и не оспариваются заявителем кассационной жалобы.

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ не устанавливает правила предъявления налоговым органом требований по обязательным платежам, которые являются текущими, при этом введение в отношении должника процедуры конкурсного производства не устраняет его конституционной обязанности как налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем требования кредиторов по текущим платежам не подлежат, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, включению в реестр требований кредиторов.

Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Поэтому жалоба должника на действия кредитора по текущим платежам не может быть рассмотрена по правилам пункта 10 статьи 16 и пункта 1 статьи 60 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, она подлежит рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством, то есть вне дела о банкротстве.

Статья 137 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся
в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании действий государственных органов и должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24, и возбуждаются на основании заявления заинтересованного лица.

ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с жалобой на действия кредитора в рамках дела о банкротстве, а не в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

С учетом изложенного определение от 5 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года, принятые Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-20337/03-29, подлежат отмене в обжалуемой части на основании частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а производство по жалобе ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ на действия кредитора - прекращению в этой части применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При проверке законности определения от 5 октября 2004 года и постановления апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года, принятых Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-20337/03-29, в части, которая не обжалуется заявителем кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не нашел оснований для их отмены, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплату государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения жалоб на действия кредиторов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 274, частью 1 статьи 284, статьями 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 5 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20337/03-29 отменить в части признания неправомерными действий заместителя руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области по выставлению инкассовых поручений N 3759 от 2 сентября 2004 года на сумму 325018 рублей, N 3757 от 2 сентября 2004 года на сумму 1338308 рублей и N 3758 от 2 сентября 2004 года на сумму 19119 рублей по счету открытого акционерного общества “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ и частичного удовлетворения жалобы должника на действия кредитора.

Принять в этой части новый судебный акт.

Производство по жалобе открытого акционерного общества “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ на действия кредитора в части требования о признании незаконными действий заместителя руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области по выставлению инкассовых поручений N 3757, 3758 и 3759 от 2 сентября 2004 года по счету ОАО “Осетровская ремонтно-эксплуатационная база флота“ прекратить.

Определение от 5 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 22 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20337/03-29 в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

И.Н.УМАНЬ

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

И.И.ПАЛАЩЕНКО