Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2005 N А19-22057/04-46-Ф02-2335/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, причиненные невозмещением предоставленных ветеранам льгот по оплате тепловой энергии, поскольку обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 мая 2005 г. Дело N А19-22057/04-46-Ф02-2335/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Герасимовой О.Л.,

судей: Воробьевой Н.М., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании:

от истца: общества с ограниченной ответственностью “Ангарская теплосбытовая компания“ - Петровой С.В. (доверенность N 20/2005 от 17.03.2005),

от третьего лица: Главного управления социальной защиты населения Иркутской области - Караваевой Е.А. (доверенность N 09-2320 от 12.04.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Иркутской области на решение от 2 февраля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 18 апреля 2005 года Арбитражного суда
Иркутской области по делу N А19-22057/04-46 (суд первой инстанции: Кириченко С.И.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Ангарская теплосбытовая компания“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления администрации Иркутской области о взыскании 10161754 рублей 61 копейки, составляющих убытки, причиненные невозмещением предоставленных ветеранам в период с октября по декабрь 2003 года льгот по оплате тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, и 62408 рублей 77 копеек, составляющих сумму оплаченной государственной пошлины.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ангарское муниципальное образование в лице Управления по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 2 февраля 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18 апреля 2005 года, исковые требования удовлетворены. С Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ взысканы 10161754 рубля 61 копейка, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“. Сумма государственной пошлины в размере 62408 рублей 77 копеек возвращена из федерального бюджета ООО “Ангарская теплосбытовая компания“.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять
по делу новый судебный акт.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, принятые по делу судебные акты являются необоснованными и вынесены с нарушением норм материального права (статей 15, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 15, 16, 20, 21 Федерального закона “О ветеранах“, статей 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Главное финансовое управление Иркутской области полагает не доказанным истцом наличие состава гражданского правонарушения. Списки льготников, представленные истцом в обоснование исковых требований, не могут служить доказательствами исковых требований, поскольку отсутствует графа “номер удостоверения“, не указана величина занимаемой жилой площади, количество проживающих по данному адресу лиц, тарифы по оплате коммунальных услуг. После сверки льготников с паспортно-визовой службой установлено, что 162 абонента утратили право на льготу в связи со смертью. Заявитель полагает, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета, а надлежащим ответчиком по данному делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Присутствующий в судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.

Представитель Главного управления социальной защиты населения Иркутской области поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с
Федеральным законом “О ветеранах“ в сумме 10161754 рублей 61 копейки.

Основанием иска ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ указало ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугами в рамках Федерального закона “О ветеранах“ за октябрь, ноябрь, декабрь 2003 года.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ предоставило льготы по оплате тепловой энергии ветеранам, в связи с чем истец в обоснование своих требований представил справки-расчеты сумм выпадающих доходов по Федеральному закону “О ветеранах“ за октябрь - декабрь 2003 года, счета-фактуры N 61 от 31.10.2003, N 70 от 27.11.2003, N 79 от 30.12.2003, всего на сумму 10161754 рубля 61 копейка, акт сверки на 01.01.2004 с разбивкой по месяцам, подписанный Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, сводную таблицу по предоставленным льготам по Федеральному закону “О ветеранах“ за 2003 год, списки льготников в спорный период с указанием адреса, номера договора, количества проживающих и количества льготников, количества общей площади и льготной, суммы 100% начисления, фактического начисления и размера возмещения, номера льготного удостоверения и даты выдачи удостоверения.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.

Суд
апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

Материальные потери, полученные ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет
казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“.

Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в октябре, ноябре, декабре 2003 года на сумму 10161754 рубля 61 копейка, недополучения истцом для финансирования расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актом сверки расчетов между истцом и Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, сводной таблицей по предоставленным льготам по Федеральному закону “О ветеранах“ за 2003 год, справками-расчетами сумм выпадающих доходов по Федеральному закону “О ветеранах“ за октябрь - декабрь 2003 года, списками льготников в спорный период с указанием адреса, номера договора, количества проживающих и количества льготников, количества общей площади и льготной, суммы 100% начисления, фактического начисления и размера возмещения, номера льготного удостоверения и даты выдачи удостоверения, которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным
категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

Доводы Главного финансового управления Иркутской области о недоказанности истцом факта наличия и размера понесенных убытков фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 2 февраля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 18 апреля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22057/04-46 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 2 февраля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 18 апреля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22057/04-46 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Л.ГЕРАСИМОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

А.В.ОРЛОВ