Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2005 N А19-30042/04-28-Ф02-1383/05-С1 Решение суда об отказе в признании незаконным отказа в аккредитации заявителя как организации технической инвентаризации отменено, поскольку выводы суда недостаточно обоснованы доказательствами, имеющимися в деле.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 апреля 2005 г. Дело N А19-30042/04-28-Ф02-1383/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

директора общества с ограниченной ответственностью “Южно-Байкальское бюро технической инвентаризации“ - Клименко Ю.Л. (ан 07.07.2000 Слюдянским РОВД Иркутской области) и его представителя Непомнящих В.И. (доверенность от 12.12.2004 N 1),

представителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области - Зонова Ф.А. (доверенность от 15.03.2005 N 250),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южно-Байкальское бюро технической инвентаризации“ на решение от 31
января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30042/04-28 (суд первой инстанции: Куклина Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Южно-Байкальское бюро технической инвентаризации“ (ООО “Южно-Байкальское БТИ“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутской области; далее - Управление) о признании незаконным отказа в аккредитации общества как организации технической инвентаризации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО “Южно-Байкальское БТИ“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправомерно принял во внимание письмо Федерального агентства по кадастру объектов недвижимости от 28.10.2004 N ВК/319 “О применении положений постановления Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997 при проведении аккредитации организаций технической инвентаризации“.

Как считает заявитель кассационной жалобы, судом учтены не все фактические обстоятельства дела, обществом соблюдены требования, предусмотренные “Положением об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления считает судебный акт законным и обоснованным, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 11 часов 11.04.2005.

Проверив в
пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО “Южно-Байкальское БТИ“ обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутской области) с заявлением о выдаче свидетельства об аккредитации организаций технической инвентаризации.

Управление уведомлением от 11.11.2004 N 759 известило общество об отказе в аккредитации на основании решения от 11.11.2004 N 4 Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации по Иркутской области по причине несоответствия заявителя требованиям пункта 3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2004 N 281.

Данный отказ послужил основанием для обращения ООО “Южно-Байкальское БТИ“ в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно исходил из норм Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2004 N 281.

Подпунктом “б“ пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 года N 477 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“ установлено, что техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности осуществляют: до 1 ноября 2004 года - государственные и муниципальные унитарные предприятия и (или) государственные и муниципальные учреждения;
с 1 ноября 2004 года - организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 19.10.2004 N 281 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (далее - Положение).

Пунктом 1.2 Положения установлено, что аккредитация организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности (далее - ОТИ), проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий ответственности ОТИ перед заинтересованными лицами. Пунктом 2.1 в число требований, предъявляемых организации для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, включено обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4787) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации“, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда о законности оспариваемого решения недостаточно обоснованы доказательствами, имеющимися в деле.

В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 200 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, решения и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (решение), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта (решения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт (решение). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Обязательным условием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным, решения незаконным является установление судом совокупности юридических фактов: соответствие данного акта закону и отсутствие нарушения им законных прав и интересов заявителя (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем в решении суда об отказе в удовлетворении заявленных требований выводы о наличии названного отсутствуют.

Исследуя обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, суд не истребовал и не оценил решение от 11.11.2004 N 4 Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации по Иркутской области (Комиссия), не установил наличие полномочий Комиссии на принятие указанного решения.

В нарушение требований статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
в материалах дела также отсутствует приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутской области N 48 от 11.11.2004 об утверждении данного решения Комиссии, на который суд ссылается в своем решении.

Отсутствуют сведения об исследовании судом данных доказательств и в протоколе судебного заседания.

Согласно пункту 3.2 Положения к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение архива в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301.

В материалах дела имеется опись документов, приложенных ООО “Южно-Байкальское БТИ“ к заявлению о выдаче свидетельства об аккредитации организаций технической инвентаризации, адресованному Управлению. В число данных документов включена справка о ведении архива в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (л.д. 10). Вывод суда о правомерности отказа Комиссии в аккредитации по причине несоответствия заявителя требованиям пункта 3.2 Положения сделан без указания мотивов, по которым судом не принято во внимание данное обстоятельство.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что указанные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного решения, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела и вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 января 2005 года Арбитражного суда
Иркутской области по делу N А19-30042/04-28 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.Ю.ПУЩИНА