Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2005 N А19-14858/04-20-Ф02-5/05-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании пени за несвоевременную уплату единого социального налога, поскольку налоговым органом не соблюдена процедура выставления требования об уплате налогов и пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 февраля 2005 г. Дело N А19-14858/04-20-Ф02-5/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска - Веневской В.В. (доверенность N 11/8 от 11.01.2005),



негосударственного образовательного учреждения “Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы“ - директора Корнева Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу г. Иркутска на решение от 24 ноября 2004года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14858/04-20 (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.),

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное общеобразовательное учреждение “Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании решения N 4972 от 21.06.2004 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция) о взыскании пени в сумме 43541,98 рубля.

Решением от 24 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, решение N 4972 от 21.06.2004 о взыскании пени вынесено налоговой инспекцией в полном соответствии с требованиями положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не находит.



Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки уточненной декларации по единому социальному налогу за 2002 год учреждению направлено требование N 38879 об уплате налога в размере 104382 рублей и пени в размере 43541,98 рубля. В связи с неисполнением требования было вынесено решение N 4972 от 21.06.2004 о взыскании недоимки за счет денежных средств, однако по результатам камеральной проверки уточненных деклараций налоговой инспекцией были вынесены решения: от 09.06.2004 N 04-16/607, которым учреждению доначислен единый социальный налог в размере 332581 рубля, а также пени в сумме 72665,67 рубля; решением N 04-16/722 были уменьшены доначисленные суммы единого социального налога на 332581 рубль и пени на 26683,74 рубля.

Решением N 4972 с учреждения взыскиваются налог и пени в пределах сумм, указанных в требовании от 12.05.2004 N 38879.

Учреждение не согласилось с данным решением налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования учреждения, суд обосновано исходил из того, что налоговой инспекцией не соблюдена процедура выставления требования об уплате налогов и пени.

В пункте 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога определено как направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

При этом во всех случаях требование об уплате налога и пеней, а соответственно, и постановление об обращении взыскания налога и пеней за счет иного имущества налогоплательщика должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по их уплате.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Кроме того, из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

В данном случае суд установил и материалами дела подтверждается, что в требовании N 38879 от 12.05.2004 пени в сумме 43541,98 рубля начислены на недоимку по единому социальному налогу в размере 104382 рублей. Однако по результатам камеральной проверки уточненной декларации по единому социальному налогу за 2002 год в решении от 09.06.2004 N 04-16/607 недоимка составила 332581 рубль, пени - 72665,67 рубля, в решении от 29.09.2004 N 04-16/722 сумма пени уменьшена до 45981,93 рубля.

Задолженности по единому социальному налогу за 2002 год в сумме 104382 рублей по результатам камеральной проверки не установлено, налоговой инспекцией не доказано, в требовании отсутствует дата, с которой начислены пени.

В данном случае невозможно установить обоснованность указанных в требовании сумм пени.

В связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 ноября 2004года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14858/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЮДИНА