Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2005 N А19-15354/03-40-Ф02-5598/04-С1 Судебные акты о признании незаконным решения налогового органа в части прекращения действия решения о реструктуризации задолженности отменены, поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщика не препятствует банку исполнять поручения как налогового органа, так и самого налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 января 2005 г. Дело N А19-15354/03-40-Ф02-5598/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска - представителей Калюга М.С. (доверенность от 11.01.2005 N 05-34/11-114), Макаровой Н.С. (доверенность от 11.01.2005 N 05-34/3-18),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска на решение от 25 июня 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда
Иркутской области по делу N А19-15354/03-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Буяновер П.И., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Востсибавиаснаб“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - инспекция) о признании незаконным пункта 1 решения от 28.07.2003 N 006-15-0 “Об отмене решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, региональным и местным бюджетами“.

Решением суда от 25 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность принятого решения об отмене решения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, а также пеням и штрафам в связи с неуплатой предприятием реструктуризированной задолженности по графику ее погашения, а также текущих платежей по состоянию на 01.07.2003.

По мнению инспекции, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Поэтому налоговый орган считает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика не могло являться препятствием для исполнения предприятием обязанностей по уплате платежей по графику
реструктуризации задолженности и текущих платежей.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление от 28.12.2004 N 78318), своих представителей на судебное заседание не направило, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителей инспекции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекцией 14.12.2001 принято решение N 009-16 “О реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, региональным и местными бюджетами“.

Налоговым органом 29.01.2003 принято решение N 006-14-0 о прекращении действия решения от 14.12.2001 N 009-16 в связи с неуплатой предприятием по состоянию на 01.01.2003 по графику погашения реструктуризированной задолженности по налогам, пеням и текущих платежей.

В обеспечение взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам налоговым органом были приняты решения от 19.02.2003 N 006-68, от 03.03.2003 N 006-120, от 05.03.2003 N 006-161, от 26.03.2003 N 006-315, 006-316 о приостановлении операций по счетам в банках на основании решений о взыскании задолженности в бесспорном порядке.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2003 года по делу N А19-4061/03-5 признано недействительным решение инспекции от 29.01.2003 N 006-14-0 “Об отмене решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, региональным и местным бюджетами“.

Инспекция 28.07.2003 приняла решение N 006-15-0 “Об отмене решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным,
региональным и местным бюджетами“, пунктом 1 которого было прекращено действие решения от 14.12.2001 N 009-16 о реструктуризации задолженности по налогам и сборам.

В качестве основания для отмены решения от 14.12.2001 N 009-16 налоговый орган указал неуплату налогоплательщиком по состоянию на 01.07.2003 реструктуризированной задолженности по налогам и сборам согласно графику ее погашения, а также неуплату текущих платежей по федеральным и региональным налогам.

Не согласившись с решением от 28.07.2003 N 006-15-0 в части прекращения действия решения о реструктуризации задолженности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя и признавая решение налогового органа незаконным, исходили из того, что у налогоплательщика отсутствовала возможность уплаты задолженности по налогам и сборам, поскольку операции по счету в банке были приостановлены на основании решений налоговой инспекции.

Вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств дела.

Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.

Пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для
обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Из содержания пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Согласно пункту 6 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Согласно статье 60 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Из изложенного следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика не препятствует банку исполнять поручения как налогового органа, так и самого налогоплательщика, связанные с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора в бюджет и внебюджетные фонды.

Арбитражным судом Иркутской области при рассмотрении дела не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у налогоплательщика препятствий по своевременной уплате в соответствии с графиком реструктуризированной задолженности, а также текущих платежей в связи с приостановлением операций по счетам в банках на основании решений налогового органа, принятием инспекцией
решения N 06-14-0 от 29.01.2003.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Утвержденными графиками погашения реструктуризированной задолженности определены суммы и сроки ее погашения, поэтому предприятие должно доказать уплату им платежей в соответствии с этими графиками.

Кроме того, по настоящему делу подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие о наличии у предприятия задолженности по текущим платежам по состоянию на 01.07.2003. При этом налоговый орган должен доказать наличие у предприятия обязанности по уплате соответствующих текущих платежей, а налогоплательщик - своевременное исполнение данной обязанности.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для выяснения указанных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15354/03-40 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА