Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6156/2005-2442А по делу N А22-1162/2005/12-130 Размер штрафа, предусмотренный статьей “Непредставление налоговой декларации“ Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации. В момент представления декларации с указанием суммы налога у налогового органа имеется реальная возможность для определения размера штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 декабря 2005 года Дело N Ф08-6156/2005-2442А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элиста Республики Калмыкия, в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Прогресс-Техно“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элиста Республики Калмыкия на решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1162/2005/12-130, установил следующее.

ИФНС России по г. Элиста Республики Калмыкия обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО “Прогресс-Техно“ (далее - общество) штрафа в размере 1204 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года.

Решением суда от 07.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган пропустил срок давности, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды указали, что срок давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года истекает 21.07.2005, поскольку указанная декларация представляется до 20.01.2005, и налоговый орган мог и обязан был обнаружить правонарушение 21.01.2005. Заявление о взыскании штрафа с общества поступило в арбитражный суд 25.07.2005.

Налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить. По мнению налогового органа, срок давности, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, не пропущен, поскольку исчисляется с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации, в данном случае с 01.04.2005.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налогового органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а требование налогового органа - удовлетворению по следующим основаниям.



Как видно из материалов дела, налоговая инспекция решением от 03.05.2005 N 545/578 привлекла общество к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в виде взыскания штрафа в размере 1204 рублей. Решение мотивировано тем, что налогоплательщик в нарушение статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года представил 01.04.2005.

Требованием от 29.06.2005 N 374 обществу предложено в срок до 11.07.2005 уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.

Поскольку в указанный срок налогоплательщик требование не исполнил, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции в судебном порядке.

Отказывая налоговой инспекции в удовлетворении требования, суды указали, что налоговой инспекцией пропущен шестимесячный срок давности взыскания штрафа, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Налоговым кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях названный Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1 Кодекса). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

Приведенная правовая позиция обосновывается тем, что названное нарушение носит длящийся характер. Право привлечения к ответственности возникает в момент, когда налоговый орган узнал о непредставлении декларации, что возможно при подаче декларации. Таким образом, днем обнаружения правонарушения является день, когда в налоговый орган представлена декларация с пропуском установленного срока. С этого дня следует исчислять срок давности взыскания санкции.

Изложенный подход обусловлен и тем, что размер штрафа, предусмотренный статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации. В момент представления декларации с указанием суммы налога у налогового органа имеется реальная возможность для определения размера штрафа.



Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года представлена налогоплательщиком налоговому органу 01.04.2005. Указанная дата является днем обнаружения совершенного обществом налогового правонарушения, и срок, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, истекает 01.10.2005. Заявление налоговой инспекции о взыскании с общества штрафа поступило в Арбитражный суд Республики Калмыкия 25.07.2005.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования налогового органа.

Следовательно, решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2005 подлежат отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но неправильно применена норма материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным принять новое решение об удовлетворении требования налоговой инспекции без передачи дела на новое рассмотрение. Размер подлежащего взысканию штрафа произведен налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета по заявлению в сумме 500 рублей, по апелляционной жалобе - 1000 рублей, по кассационной жалобе - 1000 рублей, а всего - 2500 рублей.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1162/2005/12-130 отменить.

Взыскать с ООО “Прогресс-Техно“ штраф в доход бюджета в размере 1204 рублей.

Взыскать с ООО “Прогресс-Техно“ в доход федерального бюджета госпошлину по делу в размере 2500 рублей.

Поручить Арбитражному суду Республики Калмыкия выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.