Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5937/2005-2349А по делу N А53-5885/2005-С6-23 Дело по иску о взыскании процентов за просрочку возврата из бюджета налога на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение, поскольку суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 декабря 2005 года Дело N Ф08-5937/2005-2349А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая компания “Углеснабсбыт“, представителей от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району Ростовской области, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая компания “Углеснабсбыт“ на решение суда от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5885/2005-С6-23, установил следующее.

ООО “Производственно-коммерческая компания “Углеснабсбыт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о взыскании 97826 рублей процентов за просрочку возврата из бюджета налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 23.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2005, в удовлетворении требований отказано полностью.

Судебные акты мотивированы тем, что общество на момент подачи декларации в налоговый орган не представило полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов, поэтому у налоговой инспекции отсутствовали основания для возврата налога на добавленную стоимость. В этой связи отсутствуют и основания для начисления процентов за несвоевременный возврат налога из бюджета.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2005.

По мнению заявителя жалобы, суд неправильно истолковал нормы статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации; необоснованно не принял во внимание, что решение налоговой инспекции об отказе в возврате налога на добавленную стоимость признано арбитражным судом недействительным, поэтому проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость подлежат начислению.



В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2002 года.

Заявлением от 21.01.2003, полученным налоговой инспекцией 21.01.2003, общество просило возвратить 650009 рублей налога на добавленную стоимость по налоговой декларации 0 процентов по экспорту за декабрь 2002 года.

Налоговая инспекция отказала в возмещении 650009 рублей налога на добавленную стоимость решением от 05.05.2003 N 21/2, которое общество обжаловало в Арбитражный суд Ростовской области.

Решением от 26.11.2003 по делу N А53-10969/2003-С6-37 суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2004 решение суда от 26.11.2003 отменено, решение налоговой инспекции от 05.05.2003 N 21/2 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за декабрь 2002 года в сумме 650009 рублей признано недействительным.

Во исполнение указанного судебного акта налоговая инспекция возвратила налог на добавленную стоимость кредитовым авизо от 09.06.2004 N 102 на сумму 650009 рублей.

В связи с нарушением сроков возмещения сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 97826 рублей процентов за просрочку возврата из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.



Суд необоснованно отказал обществу во взыскании процентов. Ссылка суда на то, что общество не представило доказательств, устанавливающих дату представления полного пакета документов и подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, не соответствует материалам дела.

Пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, предоставляются одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.

Из текста решения налоговой инспекции от 05.05.2003 не следует, что общество не представило пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

В постановлении апелляционной инстанции от 13.05.2003 по делу N А53-10969/2003-С6-37 (л.д. 21) также указано, что суд первой инстанции установил: в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов общество представило в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе контракты с инофирмой - покупателем угля, грузовые таможенные декларации с отметкой о разрешении вывоза и фактическом вывозе угля, выписки банка о поступлении выручки на счет заявителя, транспортные, товарораспорядительные документы, а также иные истребованные налоговым органом документы.

Следовательно, датой представления полного пакета документов является дата представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция обязана самостоятельно возместить денежные средства налогоплательщику в следующем порядке.

Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения решения признается восьмой день, считая со дня направления этого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

По смыслу названной нормы начисление процентов производится на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, при нарушении сроков принятия налоговым органом решения о возврате налога и направления его в орган федерального казначейства.

Названные требования законодательства о налогах и сборах имеют императивный характер, и налоговые органы не могут их изменять.

Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.

Поскольку следствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию потерь в виде процентов.

Как следует из состоявшихся по делу N А53-10969/2003-С6-37 судебных актов, налоговая инспекция незаконно не возместила обществу 650009 рублей налога на добавленную стоимость в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 Кодекса.

Материалами дела подтверждается, что общество направило в налоговую инспекцию заявление, из которого явно следует просьба налогоплательщика возвратить на его расчетный счет 650009 рублей налога на добавленную стоимость.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 10848/04 даны разъяснения о том, что исчисление установленных в статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации сроков по начислению процентов за просрочку возврата налоговыми органами и органами федерального казначейства сумм налога на добавленную стоимость осуществляется со дня подачи заявления налогоплательщиком, независимо от формы принятого налоговым органом решения.

В силу статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок для возврата налога необходимо исчислять со следующего дня после получения письма общества.

На основании статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно статье 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В связи с тем, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, по неполно исследованным обстоятельствам дела, выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене в силу пункта 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку полномочия кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела; исследовать все документальные доказательства, дать им надлежащую правовую оценку; установить, имелась ли у общества недоимка на момент обращения с заявлением о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость; проверить правильность расчета суммы процентов; применить нормы права, подлежащие применению, и с учетом указаний суда кассационной инстанции принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5885/2005-С6-23 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.