Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2005 N Ф08-5640/2005 Рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьей “Установление размера требований кредиторов“ Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 ноября 2005 года Дело N Ф08-5640/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, в отсутствие должника - дочернего закрытого акционерного общества “Агросоюз“, рассмотрев кассационную жалобу дочернего закрытого акционерного общества “Агросоюз“ на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2005 по делу N А32-48466/2004-1/276-Б-202-УТ, установил следующее.

Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ДЗАО “Агросоюз“ (далее - общество), требований на сумму 27866382 рубля 47
копеек, из которых: 17133644 рубля 38 копеек - основной долг, 9630575 рублей 20 копеек - пени, 1102162 рубля 89 копеек - штрафы.

Определением от 26.07.2005 признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов требования по состоянию на 21.02.2005 в размере 27866382 рублей 47 копеек, в том числе 17133644 рублей 38 копеек - основной долг, 9630575 рублей 20 копеек - пени и 1102162 рублей 89 копеек - штрафы. Суд указал, что требование заявлено правомерно.

В кассационной жалобе общество просит определение отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, управление не предоставило документов, подтверждающих наличие задолженности перед бюджетом в указанном размере (решения о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств и направление его должнику, выставление инкассовых поручений, решения о взыскании налогов (сборов) за счет имущества налогоплательщика и направление их должнику). Суд не выяснил, каким образом налоговый орган определил размер задолженности, какие требования явились основанием для вынесения решения. Размер штрафов не подтвержден вступившим в законную силу решением суда.

Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа просил определение оставить без изменения и указал, что задолженность по налогам, пеням и штрафам подтверждается представленной в материалы дела справкой по данным оперативного учета.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы и выслушав представителя уполномоченного органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение надлежит отменить на основании следующего.

Как видно из материалов дела, определением от 21.02.2005 в отношении должника введена процедура наблюдения. Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением об установлении размера его требований, предоставив справку о наличии задолженности общества в размере 27866382
рублей 47 копеек по состоянию на 20.02.2005.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предъявление возражений должником или временным управляющим.

В соответствии со статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

В силу части 5 статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. Таким образом, арбитражный суд обязан проверить обоснованность требования и наличие оснований для включения его в реестр требований кредиторов должника.

В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии со статьями 6, 7 и 41 Закона
о банкротстве требование уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть подтверждено решением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении 30 дней с даты принятия этого решения.

Суд принял во внимание справку о задолженности и, не проверив обоснованности требований и наличия оснований для включения в реестр, удовлетворил требование кредитора.

Кроме того, в материалах дела отсутствует вступившее в законную силу решение суда, которое подтверждает взыскание с должника штрафа и его размер.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения и ее применение возможно при соблюдении принципа судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности (статьи 106, 108, 109 и 111 Кодекса). Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов.

При таких обстоятельствах определение от 26.07.2005 следует отменить. При новом рассмотрении требования суду необходимо установить, выносились ли решения о взыскании задолженности за счет имущества должника, направлялись ли они ему, имеется ли вступивший в законную силу судебный акт о взыскании с общества штрафа.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2005 по делу N А32-48466/2004-1/276-Б-202-УТ отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.