Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2005 N Ф08-5601/2005-2215А по делу N А53-8942/2005-С5-28 Действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом на таможенную территорию Российской Федерации, признаны незаконными, поскольку таможня не подтвердила наличие у нее оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки, и не доказала правомерности действий по корректировке таможенной стоимости товара с применением резервного метода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 ноября 2005 года Дело N Ф08-5601/2005-2215А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “РДК“, представителей от заинтересованного лица - Ростовской таможни, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение от 06.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8942/2005-С5-28, установил следующее.

ООО “РДК“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации
N 10313070/070405/0002026, и об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 468851 рубля 55 копеек путем зачета в счет таможенных платежей, подлежащих уплате (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, том 1, л.д. 60).

Решением суда от 06.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2005, действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10313070/070405/0002026, признаны незаконными. Суд обязал таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 468851 рубля 55 копеек путем зачета в счет таможенных платежей, подлежащих уплате ООО “РДК“.

Судебные акты мотивированы тем, что таможня не подтвердила наличие у нее оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки, и не доказала правомерности действий по корректировке таможенной стоимости товара с применением резервного метода.

Таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 06.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель считает действия таможни по контролю таможенной стоимости товара правомерными и соответствующими требованиям действующего законодательства. Таможня полагает, что общество не подтвердило заявленную таможенную стоимость документально, необоснованно отказавшись представить дополнительные документы по запросу таможни. Анализ цен мирового рынка на однородные товары (пластмассы), проведенный на основе данных Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института и ИАС “Мониторинг-Анализ“, послужил основанием для сомнения в достоверности сведений о заявленной обществом таможенной стоимости товара. Размер таможенной стоимости определен на основании шестого (резервного) метода по цене однородных и идентичных товаров согласно ИАС “Мониторинг-Анализ“.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без
изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество заключило договор купли-продажи от 01.09.2004 N 10 с фирмой “World Bright International Limited“, во исполнение которого на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10313070/070405/0002026 ввезены изделия из пластмассы - венецианские мини-жалюзи. Таможенная стоимость товара определена обществом по первому методу оценки таможенной стоимости (цена сделки).

При таможенном оформлении товара таможня сделала вывод о том, что представленные обществом документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом стоимости товара, и направила обществу запрос от 07.04.2005 N 1 о предоставлении дополнительных документов.

Общество отказалось предоставить таможенному органу запрошенные им дополнительные документы, в связи с чем таможня произвела корректировку таможенной стоимости ввезенного товара с применением шестого (резервного) метода, доначислила ООО “РДК“ таможенные платежи и выставила требование от 07.04.2005 на уплату 468851 рубля 55 копеек.

С учетом имеющейся переплаты по состоянию на 01.04.2005 общество по квитанции от 08.04.2005 N 00000412662 уплатило таможенные платежи в сумме 450000 рублей, после чего выпуск товара был разрешен.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, обоснованно исходили из следующего.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и
взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Суды правильно установили, что при таможенном оформлении товара общество представило полный пакет документов, предусмотренный таможенным законодательством. Представленные документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям, не содержат никаких противоречащих сведений, поэтому у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в определении стоимости товара по первому методу.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара.

В силу пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ заявленная декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При этом предусмотренная пунктом 2 названной статьи обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота и которые имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Статья 18 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ устанавливает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно один из перечисленных в
пункте 1 статьи 18 Закона методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности. Правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода (по цене сделки с ввозимыми товарами) заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Таможня, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, нарушила установленное Законом правило последовательного их применения.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что применение резервного метода определения таможенной стоимости на основе имеющейся у таможенного органа информации сделано без обоснования причин невозможности применения методов, перечисленных в статье 18 Закона.

Пунктом 2 статьи 19 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.

Пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“ разъяснено, что правовое положение, изложенное в пункте 2 статьи 18 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“, означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. Согласно пункту 4 Постановления в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара и принятием в связи с этим таможенным органом
решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода данный орган вправе на основании пункта 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ самостоятельно определить таможенную стоимость товара.

При использовании резервного метода таможенная стоимость определяется с учетом цен, сложившихся в мировой практике, при этом цена на тот или иной товар, сложившаяся в мировой практике, должна соотноситься с конкретным товаром способом, позволяющим его однозначно идентифицировать.

В соответствии с подпунктом “г“ пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ в качестве основания для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не может быть использована произвольно установленная или достоверно не подтвержденная информация.

В случае отказа от использования метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу и в чем заключается такое влияние. Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Кроме того, различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств.

Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможня должна была не просто
сомневаться в достоверности заявленной предпринимателем стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено Кодексом.

Поскольку таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

При рассмотрении дела суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам и доводам сторон и приняли законные и обоснованные судебные акты. Доводы
кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и не приняты судом кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы относятся на Ростовскую таможню, освобожденную от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8942/2005-С5-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.