Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2005 N Ф08-5067/2005-2121А Взыскание сумм налогов, пени и штрафов в судебном порядке производится на основании решения налоговой инспекции, вынесенного в отношении конкретного налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 ноября 2005 года Дело N Ф08-5067/2005-2121А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Лабинскому району Краснодарского края (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Лабинскому району), представителя от заинтересованного лица - компании “Кимбрия Униграйн А/С“, в отсутствие представителя третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (ранее - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю), надлежащим образом уведомленного, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Лабинскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2005 по делу N А32-6813/2002-22/158-12/58, установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Лабинскому району (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к компании “Кимбрия Униграйн А/С“ (Тистед, Дания), корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компании и Кимбрия Хайд ГмбХ“, компаний Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмбХ о взыскании 38035773 рублей, в том числе:

12279368 рублей налога на прибыль, 6899218 рублей пени по налогу на прибыль, 5435260 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 3994643 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, 3069842 рублей налога на содержание жилого фонда, 1724803 рублей пени по налогу на содержание жилого фонда, 322963 рублей налога на имущество, 88191 рубля пени по налогу на имущество, 2455873 рублей штрафа за неуплату налога на прибыль, 1087052 рублей штрафа за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог, 613968 рублей штрафа за неуплату налога на содержание жилого фонда, 64592 рублей штрафа за неуплату налога на имущество. В качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (ранее - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю) (далее - Управление).

Налоговая инспекция ходатайством от 09.06.2004 уточнила сумму иска и просила взыскать с компании “Кимбрия Униграйн А/С“ (Тистед, Дания) 22550471 рубль, в том числе:

8403800 рублей налога на прибыль, 4992612 рублей пени по налогу на прибыль, 3641600 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 2163437 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, 2100900 рублей сбора на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы, 1248122 рубля пени
по сбору на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы.

Налоговая инспекция уточнила надлежащего ответчика и просила взыскать суммы налога и пени с компании “Кимбрия Униграйн А/С“ (далее - компания). В отношении остальных ответчиков налоговая инспекция заявила отказ от требований.

Решением суда от 27.08.2004 в отношении компании в удовлетворении требований отказано. В отношении корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компании и Кимбрия Хайд ГмбХ“, компаний Кен Братней Кампани и Кимбрия Хайд ГмбХ производство по делу прекращено ввиду отказа от заявленных требований в части указанных лиц. Решение мотивировано тем, что доказательств получения доходов компанией “Кимбрия Униграйн А/С“ не представлено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2004 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2004 отменено, дело передано на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении налоговая инспекция уточнила исковые требования и просит взыскать с компании 27701800 рублей, в том числе: налог на прибыль в размере 8403800 рублей, пени по налогу на прибыль - 8080400 рублей, налог на пользователей автомобильных дорог - 3641600 рублей, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 3455100 рублей, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы - 2100900 рублей и пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы - 2020000 рублей.

Решением суда от 19.07.2005 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не доказала обоснованность доначисления сумм налога, а также российское налоговое законодательство не признает в качестве самостоятельного налогоплательщика образование, не обладающее гражданской правоспособностью, и не позволяет взыскивать налоги, относящиеся к деятельности консорциума, с одного из участников такого образования.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 19.07.2005 отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению налоговой инспекции, денежные средства были фактически получены компанией “Кимбрия Униграйн А/С“, сумма налогов начислена обоснованно и подтверждена материалами проверки. На основании статей 3, 7 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.02.96 компания была обязана уплачивать налоги на территории Российской Федерации, поскольку имела постоянное представительство на территории Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу компания указывает на обоснованность и законность принятого судом решения и неправомерность кассационной жалобы налоговой инспекции, так как инспекцией в ходе выездной налоговой проверки были допущены процессуальные нарушения, проверка была проведена в отношении несуществующего юридического лица, доначисленные суммы налога и пени не подтверждаются материалами проверки.

В судебном заседании стороны поддержали доводы, указанные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“. В ходе проверки установлены факты неуплаты налогов. По результатам проверки составлен акт от 19.10.2001 N 02-558. Актом зафиксирован факт неуплаты налогов с сумм, полученных за подрядные работы по строительству кукурузно-калибровочного завода на территории Российской Федерации.

Решением от 28.12.2001 N 02-674 корпорация “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани
и Кимбрия Хайд ГмБХ“ привлечена к ответственности, требованием от 28.12.2001 N 02-249 предложено уплатить налоги, пени и штрафы:

12279368 рублей налога на прибыль, 5268518 рублей пени по налогу на прибыль, 2455873 рубля штрафа по налогу на прибыль, 5435260 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 3272841 рубль пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, 1087052 рубля штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, 3069842 рубля налога на содержание жилого фонда, 1317128 рублей пени по налогу на содержание жилого фонда, 613968 рублей штрафа по налогу на содержание жилого фонда, 322963 рубля налога на имущество, 45302 рубля пени по налогу на имущество, 64592 рубля штрафа по налогу на имущество. Однако в добровольном порядке требование исполнено не было, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд.

Основанием доначисления указанных сумм налогов согласно акту проверки от 19.10.2001 явилось то обстоятельство, что иностранная компания не встала на налоговый учет по месту выполнения работ по заключенному контракту на строительство под ключ кукурузо-калибровочного завода в селе Новоукраинское Краснодарского края, налоги не исчисляла и не уплачивала. По мнению налоговой инспекции, компанией нарушена Конвенция от 08.02.96, подписанная между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании “Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество“ (далее - Конвенция).

В ходе судебного разбирательства компания, воспользовавшись своим правом на обжалование ненормативных актов в вышестоящий налоговый орган, обратилась с жалобой в порядке статей 137 - 139 Налогового кодекса Российской Федерации в Управление МНС России по Краснодарскому краю. Решением Управления от 08.05.2003 N 2.6-09-115-127 решение ИМНС России по Усть-Лабинскому району
от 28.12.2001 N 02-674 отменено в части:

- взыскания налога на прибыль в сумме 3875600 рублей, штрафа в размере 2455900 рублей и соответственно пени;

- налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1793700 рублей, штрафа в размере 1087100 рублей и соответственно пени;

- налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 968900 рублей, штрафа в размере 614000 рублей и соответственно пени;

- налога на имущество в сумме 323000 рублей, штрафа в размере 64600 рублей и пени в сумме 45300 рублей.

В остальной части решение налоговой инспекции оставлено без изменения.

Суд, принимая решение, обоснованно указал, что проверка проводилась в отношении корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“, о чем свидетельствует акт выездной налоговой проверки от 19.10.2001 N 02-558, по результатам рассмотрения материалов проверки было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“ от 28.12.2001 N 02-674, на основании данного решения корпорации “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“ было выставлено требование от 28.12.2001 N 02-249.

Как следует из материалов дела и подтверждается налоговой инспекцией, фактически корпорация “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“ является объединением, состоящим из трех самостоятельных юридических лиц, образованных по законодательству трех различных государств.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Абзац 1 пункта 2 статьи 11 Кодекса устанавливает, что организации
- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.96 N 10, устанавливает, что юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.

В материалы дела представлено письмо Датского управления торговли и компаний от 06.08.2003 относительно “Кимбрия Унигрейн А/С, Кен Братней Кампани и Кимбрия Хайд ГмБХ“, в котором указывается, что с 1986 года и до настоящего времени не было зарегистрировано открытого или закрытого акционерного общества под таким наименованием.

Из вышеизложенного следует, что корпорация “Кимбрия Униграйн А/С, Кен Братней Компани и Кимбрия Хайд ГмБХ“ юридическим лицом не является и не может рассматриваться в качестве самостоятельного налогоплательщика, данный вывод подтверждается налоговой инспекцией. Следовательно, в отношении нее не могла быть проведена выездная налоговая проверка и вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности и выставлено требование о необходимости уплаты сумм налогов, пени и штрафов, так как это противоречит статьям 69, 87, 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так как взыскание сумм налогов, пени и штрафов в судебном порядке производится на основании решения налоговой инспекции, вынесенного в отношении конкретного налогоплательщика, а налоговая инспекция не представила доказательств проведения проверки и вынесения решения в отношении компании “Кимбрия Униграйн А/С“, предъявление иска о взыскании сумм налогов, пени и штрафов с компании “Кимбрия Униграйн А/С“ - одного из участников
консорциума на основании решения, вынесенного в отношении несуществующего юридического лица, необоснованно.

Суд в решении от 19.07.2005 отказал инспекции во взыскании штрафа в размере 4221485 рублей, однако требования о взыскании данной суммы налоговая инспекция не предъявляла. Суд кассационной инстанции, исследовав данное нарушение, установил, что оно не повлекло принятия незаконного или необоснованного судебного акта и не нарушает права сторон.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта по настоящему делу у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2005 по делу N А32-6813/2002-22/158-12/58 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.