Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.10.2005 N Ф08-4931/2005-1959А Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 октября 2005 года Дело N Ф08-4931/2005-1959А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Издательство “Краснодарские известия“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2005 по делу N А32-12152/2005-33/299, установил следующее.

ООО “Издательство “Краснодарские известия“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным постановления от 02.03.2005 N 250 в части (с учетом уточненных требований) взыскания налогов в сумме 276777 рублей 66 копеек, пени в сумме 212119 рублей 34 копеек, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13346 рублей 40 копеек.

Решением от 15.06.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования. Постановление налоговой инспекции от 02.03.2005 N 250 признано недействительным в части взыскания задолженности по налогам и сборам в сумме 276777 рублей 66 копеек и пени в сумме 222605 рублей 78 копеек. В удовлетворении остальной части требований общества отказал.

Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом вынесены с нарушением установленного законом срока требования от 09.02.2004 N 20722, от 05.07.2004 N 30712, от 15.07.2004 N 32718, от 06.09.2004 N 37392, от 01.11.2004 N 63328, от 11.10.2004 N 39693, от 24.01.2005 N 72182. Также с нарушением срока приняты решения от 27.02.2004 N 11877, от 03.08.2004 N 17503, от 03.08.2004 N 17502, от 23.09.2004 N 19830, от 16.11.2004 N 22029, от 05.11.2004 N 21613, от 09.02.2005 N 26352 на общую сумму налогов 276777 рублей 66 копеек и пени в сумме 212119 рублей.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.06.2005 и принять новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, требования, признанные судом вынесенными с нарушением срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской
Федерации, направлены налоговой инспекцией с соблюдением установленного статьей 70 Кодекса трехмесячного срока. Данное обстоятельство подтверждается копиями реестров почтового отправления. Соблюдение сроков принятия решений о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств, признанных судом недействительными, и направления вынесенных на их основании инкассовых поручений подтверждается копиями реестров документов.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут до 21.10.2005.

Изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела, выслушав представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция вынесла постановление от 02.03.2005 N 250 о взыскании налогов (сборов) и пени за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 1991073 рублей 38 копеек, из которых 1475391 рубль 07 копеек - налогов (сборов), 515682 рубля 31 копейка. Названное постановление вынесено в пределах сумм, указанных в требованиях от 11.11.2003 N 14086, от 08.12.2003 N 15041, от 25.08.2004 N 36626, от 06.09.2004 N 37392, 01.11.2004 N 39363, от 17.11.2004 N 65597, от 16.12.2004 N 71354, от 24.01.2005 N 72182, от 07.02.2005 N 767747, от 30.01.2004 N 17533, от 09.02.2004 N 20722, от 02.04.2004 N 22666, от 17.05.2004 N 26981, от 03.06.2004 N 28223, от 05.07.2004 N 30712, от 15.07.2004 N 32718, от 15.07.2004 N 32718, от 02.08.2004 N 33804.

В связи с неуплатой обществом в установленные сроки налогов и неисполнением требований налоговая инспекция приняла решения: от 13.04.2004 N 13340, от 01.06.2004 N 15764, от 22.06.2004 N 16625, от 03.08.2004 N 17503, от 13.02.2004 N 10946, от 09.02.2005 N 26352, от 23.09.2004 N 19830,
от 03.08.2004 N 17502, от 16.10.2004 N 22029, от 27.02.2004 N 11887, от 12.01.2004 N 10231, от 11.10.2003 N 21613, от 17.12.2003 N 9401 о взыскании налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. На основании указанных решений налоговая инспекция направила в банк, в котором открыт счет общества, инкассовые поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов организации.

В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества в банке налоговый орган в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации принял решение от 02.03.2005 N 250 о взыскании налогов (сборов) и пени за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 1991073 рубля 38 копеек. На основании этого решения принято постановление от 02.03.2005 N 250.

Общество обжаловало постановление от 02.03.2005 N 250 в суд.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных
на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

При
неисполнении налогоплательщиком требования налоговый орган вправе в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с него сумму налога и пеней в бесспорном порядке. Взыскание налога и пеней может быть осуществлено налоговым органом в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В пункте 2 статьи 46 указанного Кодекса указано, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, с нарушением установленного законом срока налоговым органом вынесены следующие требования: от 09.02.2004 N 20722, от 05.07.2004 N 30712, от 15.07.2004 N 32718, от 06.09.2004 N 37392, от 01.11.2004 N 63328, от 11.10.2004 N 39693, от 24.01.2005 N 72182. Принятые на их основании решения от 27.02.2004 N 11877, от 03.08.2004 N 17503, от 03.08.2004 N 17502, от 23.09.2004 N 19830, от 16.11.2004 N 22029, от 05.11.2004 N 21613, от 09.02.2005 N 26352 на общую сумму налогов 276777 рублей 66 копеек
и пени в сумме 212119 рублей.

В рассматриваемых случаях, как правильно установил суд, вынесение требований с нарушением срока привело к нарушению срока на взыскание платежей в бесспорном порядке. В связи с изложенным не принимается во внимание довод налоговой инспекции о соблюдении срока направления постановления, исчисленного от срока направления требований.

Кроме того, налоговая инспекция необоснованно начислила пени на недоимку по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором (пункты 3 и 5 Определения). Платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из того, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются фискальными, а не налоговыми платежами, начисление пеней за их несвоевременную уплату на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно.

Таким образом, суд сделал правильный вывод, что налоговым органом неправомерно доначислены пени за неуплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8044 рублей (требование от 17.11.2004 N 65597), в сумме 2442 рублей 44 копеек (требование от 24.01.2005 N 72182), всего на общую сумму 10486 рублей 44 копейки.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2005 по делу N А32-12152/2005-33/299 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.