Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2005 N Ф08-4916/05-1951А по делу N А22-1737/04/12-151 Решение по делу об отмене взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения отменено, поскольку судом не исследован вопрос о включении расходов в бюджет администрации муниципального образования, не выяснено, за счет каких средств осуществлялись платежи по страховым взносам, выделялись ли средства на указанные цели из республиканского бюджета в размере, предусмотренном в районном бюджете.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2005 г. N Ф08-4916/05-1951А

Дело N А22-1737/04/12-151

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании заявителя - Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с участием заинтересованного лица - администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования - Т. (д-ть от 28.03.05) и М. (д-ть от 28.03.05), рассмотрев кассационную жалобу администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.05 по делу N А22-1737/04/12-151, установил следующее.

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Ики-Бурульского районного
муниципального образования (далее - администрации) о взыскании 3 928 400 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 01.01.04 и 538 300 рублей пеней за их несвоевременную уплату.

Решением суда от 22.02.05 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что в 2001 году плательщиком взносов являлась Администрация Представителя Президента Республики Калмыкия, в 2002 году администрация излишне уплатила 4 671 438 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а за 2003 год имеет задолженность в сумме 3 538 200 тыс. рублей, в связи с чем задолженность отсутствует.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.07.05 решение суда от 22.02.05 в части отказа в удовлетворении заявления фонда отменено. С администрации в пользу фонда взыскано 1 733 100 рублей страховых взносов и 79 400 рублей пеней. Апелляционная инстанция сделал вывод о том, что в 2002 году администрация переплатила страховые взносы в сумме 1 805 100 рублей, а в 2003 году имеет задолженность в сумме 3 538 200 рублей, в связи с чем подлежит взысканию задолженность в сумме 1 733 100 рублей.

Администрация обратилась с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 13.07.05, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда от 22.02.05. В обоснование жалобы указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно положил в основу судебного акта расчеты фонда, основанные на численности всего населения Ики-Бурульского района, а не на численности неработающего населения по данному району. Заявитель указал, что суд не принял во внимание, что бюджеты фонда и администрации за 2001 - 2003 годы исполнены, а также не учел, что администрация
Ики-Бурульского районного муниципального образования зарегистрирована как страхователь и плательщик страховых взносов неработающего населения в 2005 году.

В отзыве на кассационную жалобу фонд возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность постановления апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав представитель администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.

При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 “О медицинском страховании граждан Российской Федерации“ (далее - Закон N 1499-1), статьей 19 Федерального закона от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (далее - Закон N 118-ФЗ) и Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 (далее - Положение), в соответствии с которыми уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется органами исполнительной власти и местной администрацией.

При рассмотрении делу суд исходил из того, что Законами Республики Калмыкия о республиканском бюджете на 2001, 2002 и 2003 годы предусмотрены расходы на финансирование выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Однако судебные инстанции не учли следующее. Согласно статье 1 Закона N 1499-1 обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Статьей 17
указанного Закона предусмотрено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 08 апреля 2003 года N 131-О изложил правовую позицию по применению статьи 17 Закона N 1499-1 и указал, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное указанной статьей 17 Закона, по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации, как не относящиеся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления, обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, то есть с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.

Согласно Федеральному закону от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, а также средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9); перечисление средств в местные бюджеты из созданного в бюджете субъекта Российской Федерации фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства которого формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь (статья 10), а расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов
местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Суд, сославшись на то, что Законы Республики Калмыкия о республиканском бюджете на 2001, 2002 и 2003 годы предусматривают расходы на цели обязательного медицинского страхования на неработающее населения, не исследовал вопрос о включении этих расходов в бюджет администрации муниципального образования, о его фактическом исполнении, не выяснил, за счет каких средств осуществлялись платежи по страховым взносам, выделялись ли средства на указанные цели из республиканского бюджета в размере, предусмотренном в районном бюджете.

Как видно из материалов дела, фонд приложил к своему заявлению в суд справку о задолженности, из которой следует, что плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за спорный период была Администрация Представителя Президента Республики Калмыкия.

Суд установил, что согласно Закону Республики Калмыкия от 24.12.02 признан утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 07.05.1993 “Об органах исполнительной власти в районах и городе Элисте“, статьей 1 которого было установлено, что представители Президента в районах являются органом исполнительной власти. Распоряжением Президента РК от 11.02.03 N 40-рп упразднена Администрация Представителя Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ее ликвидации внесена 02.12.04.

Исходя из этого суд сделал обоснованный вывод о том, что администрация Ики-Бурульского района не может отвечать по долгам по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения ГУ Представитель Президента в Ики-Бурульском районе за 2001 год.

Вместе с тем вывод об обязанности администрации Ики-Бурульского района уплачивать задолженность по страховым взносам за 2002 и 2003 годы сделан без надлежащего исследования фактических обстоятельств дела и без учета требований закона.

Согласно статье 63 Гражданского
кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Фонд, предъявляя требование о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения к администрации муниципального образования, не указал основания предъявления требований к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования за период, когда плательщиком страховых взносов являлся представитель Президента Республики Калмыкия в районе.

Суд, устанавливая задолженность по уплате страховых взносов за 2002 и 2003 годы, надлежащим образом не исследовал, исходя из требований закона, факта правопреемства администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования по отношению к представителю Президента Республики Калмыкия в районе.

Кроме того, как следует из материалов дела, Администрация Ики-Бурульского района 16.05.03 заключила с Калмыцким филиалом ОФО Страховая компания “РОСНО-МС“ договор обязательного медицинского страхования неработающего населения N 3. Правовую оценку этому договору суд не дал и не выяснил полномочие фонда на предъявление требований за 2003 год.

Суд надлежащим образом не проверил доводы администрации о том, что методика, которую применил суд при расчете задолженности по страховым взносам исходя из численности всего населения района, не основана на законе.

Суд при рассмотрении дела не дал правовую оценку применяемой фондом методике с точки зрения соответствия установленному законом порядку, не установил, на основании чего расчет задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения произведен исходя из численности всего населения района.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления и норм действующего законодательства исследовать фактические обстоятельства
дела и оценить имеющиеся доказательства по спору, проверить обоснованность требований фонда и администрации исходя из их доводов и возражений.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 22.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.05 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1737/04/12-151 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.