Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.10.2005 N Ф08-4735/2005-1879А На основании статьи “Выездная налоговая проверка“ Налогового кодекса Российской Федерации независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 октября 2005 года Дело N Ф08-4735/2005-1879А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - открытого акционерного общества “Адыгеятурист“, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Апшеронскому району Краснодарского края (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району Краснодарского края), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Апшеронскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2005 по делу N А32-37336/2004-54/1151, установил следующее.

ОАО “Адыгеятурист“ обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 31.08.2004 N 2.5-12-234 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту “с“ части 1 резолютивной части решения на 49575 рублей штрафных санкций, в том числе за невыполнение обязанностей налогового агента по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации - 34996 рублей; за неперечисление в срок налога на доходы физических лиц - 29673 рубля; за неначисление и неудержание налога на доходы физических лиц с вахтовых надбавок, выплачиваемых взамен суточных, работающим вахтовым методом работникам - 5323 рубля; за неначисление и неуплату единого социального налога с сумм вахтовых надбавок, выплачиваемых взамен суточных, работающим вахтовым методом работникам - 14579 рублей; а также начисления и взыскания недоимки по налогам - 247875 рублей, пени - 73900 рублей по пункту 2 резолютивной части решения, в том числе недоимки в сумме 148366 рублей, пени в сумме 43596 рублей по налогу на доходы физических лиц, недоимки в сумме 26615 рублей, пени в сумме 6841 рубля по неисчисленному и неудержанному налогу на доходы физических лиц с вахтовых надбавок, выплачиваемых взамен суточных, работающим вахтовым методом работникам; недоимки в сумме 72894 рублей, пени в сумме 18800 рублей по неисчисленному единому социальному налогу с вахтовых надбавок, выплачиваемых взамен суточных, работающим вахтовым методом работникам (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 04.07.2005 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что налог на доходы физических лиц, удержанный с выплат в пользу работников-вахтовиков, должен
уплачиваться по месту головного предприятия организации в г. Майкопе, так как указанные лица не являются работниками обособленного подразделения, а только исполняют свои трудовые обязанности. Суд указал, что обособленное подразделение общества не имеет отдельного баланса и расчетного счета, все выплаты и вознаграждения работникам-вахтовикам, обслуживающим это подразделение, производятся головным предприятием, в штате которого они состоят, налоги уплачиваются головным предприятием в г. Майкопе, исходя из налогооблагаемой базы, определяемой с учетом всей финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе обособленного подразделения), а потому страховые взносы с выплат в пользу работников, обслуживающих спорное обособленное подразделение по вахтовому методу, уплачиваются по месту нахождения головного предприятия в г. Майкопе.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 04.07.2005 и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества.

По мнению налогового органа, проверка Лаго-Накского туристско-экскурсионного обособленного подразделения ОАО “Адыгеятурист“ (далее - обособленное подразделение) без одновременной проверки головной организации не противоречит положениям статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку “фактически, согласно приказу от 29.12.2000 N 153-пр, ОАО “Адыгеятурист“ переименовало ранее созданный филиал “Азиз-Большая пещера“ ОАО “Адыгеятурист“ в Лаго-Накское ТЭОП ОАО “Адыгеятурист“ и у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа недействительным.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению общества, статус филиала либо представительства, определенный статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, у Лаго-Накского ТЭОП ОАО “Адыгеятурист“ отсутствует. Подразделение создано на основании приказа по предприятию от 29.12.2000
N 153-пр.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании решения от 22.06.2004 N 248 проведена выездная налоговая проверка обособленного подразделения ОАО “Адыгеятурист“.

По результатам проверки составлен акт от 17.08.2004 N 2.5-12-206 и принято решение от 31.08.2004 N 2.5-12-234 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Полагая, что решение налогового органа является незаконным (в оспариваемой части), общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов. Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и сборы.

В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Пунктом 9 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что с 01.02.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов,
пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.

Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право налоговых органов проводить налоговые проверки предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок. Статьи 87, 89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают порядок оформления и процедуру проведения выездной налоговой проверки.

На основании статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Согласно уставу ОАО “Адыгеятурист“ (т. 1, л.д. 11-27) общество является юридическим лицом с местонахождением в Республике Адыгея, г. Майкоп. Пунктом 5.1 устава предусмотрено, что общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства действуют в соответствии с положением о них.

Как следует из акта проверки и оспариваемого решения налогового органа от 31.08.2004 N 2.5-12-234, выездная проверка проведена налоговым органом в отношении обособленного подразделения юридического лица, расположенного вне места его нахождения.

Письмом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ доведены Методические указания по проведению комплексных выездных проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения. Согласно пункту 2 вышеназванных Методических указаний проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств налогоплательщика-организации возможно независимо от проведения проверок налогоплательщика-организации.

Статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности исчисления НДФЛ налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами. Пунктом 7 данной статьи установлено, что налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 этой статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что обособленное подразделение расположено в Апшеронском районе Краснодарского края в горной местности, значительно удаленной от населенных пунктов. Подразделение не имеет статуса филиала или представительства, не выполняет функции по найму работников, не исполняет обязанности налогоплательщика по уплате налогов и не участвует в налоговых правоотношениях с налоговым органом, обслуживается сменным вахтовым персоналом, состоящим полностью из работников, нанятых непосредственно обществом из граждан, постоянно проживающих в Республике Адыгея.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, что работники-вахтовики, обслуживающие обособленное подразделение, принимались на работу обществом и состояли в штате последнего. Обособленное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного счета, все выплаты и вознаграждения указанным работникам производились непосредственно головным
предприятием.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога, а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (пункт 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации). Статьей 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Суд исследовал фактические обстоятельства по делу, дал оценку представленным доказательствам, доводам сторон и, учитывая положения статей 65, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признал незаконным решение ИМНС РФ по Апшеронскому району от 31.08.2004 N 2.5-12-234 в оспариваемой части.

Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-37336/2004-54/1151 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.