Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2005 N Ф08-4309/2005-1709А Нарушение, выразившееся в неоприходовании денежной наличности, считается оконченным с даты, следующей за днем поступления выручки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 сентября 2005 года Дело N Ф08-4309/2005-1709А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Гамариал“, заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Карачаево-Черкесской Республике, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2005 по делу N А25-1616/2005-8, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Гамариал“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) от 08.11.2004 N 0006076 о привлечении к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.

Решением суда от 18.07.2005 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что, поскольку в акте проверки от 25.10.2004 N 51, протоколе об административном правонарушении от 25.10.2004 N 0006326 и постановлении 08.11.2004 N 0006076 не указана дата совершения правонарушения, отсутствует возможность проверить соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, в названных документах не указаны нормативные акты, требования которых нарушило общество.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 18.07.2005, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требования отказать. По мнению налогового органа, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Факт совершения обществом правонарушения подтвержден материалами дела, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 25.10.2004 сотрудниками налоговой инспекции проведена проверка полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, принадлежащей заявителю, за период с 13.08.2004 по 13.10.2004. В ходе проверки установлен факт нарушения обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившийся в неполном оприходовании в кассу денежной наличности в сумме 18215 рублей.

По результатам проверки составлены акт от 25.10.2004 N 51, протокол об административном правонарушении от 25.10.2004 N 0006326 и принято постановление от 08.11.2004 N 0006076 о
привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Признавая незаконным оспариваемое постановление, суд сделал вывод об отсутствии возможности проверить соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности.

Данный вывод является ошибочным.

Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Из содержания данной статьи следует, что основанием для привлечения к административной ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций, выражающегося в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, является обнаружение факта нахождения в кассе предприятия наличных денежных средств, неоформленных в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 13, 21 - 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности следует понимать ежедневное неисполнение (ненадлежащее исполнение) кассиром соответствующих должностных обязанностей по ведению кассовой книги. Записи о поступившей в кассу денежной наличности производятся в кассовую книгу ежедневно.

Исходя из этого, нарушение, выразившееся в неоприходовании денежной наличности, считается оконченным с даты, следующей за днем поступления выручки.

Из приложения к акту проверки от 25.10.2004 N 51 (л.д. 11) видно, что последнее правонарушение совершено 20.09.2004.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности
вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из имеющегося в деле почтового уведомления (л.д. 23) видно, что определение о назначении времени и места рассмотрения административного материала отправлено налоговой инспекцией 02.11.2004 ООО “Гамариал“ по адресу г. Черкесск, ул. Лободина, 78/25. Почтовое отправление вернулось в налоговый орган 03.11.2004 с отметкой о том, что по указанному адресу ООО “Гамариал“ не находится. Между тем иные адреса у общества отсутствуют, что подтверждается материалами дела. Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия (л.д. 6), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 05.07.2005 (л.д. 27) местонахождением ООО “Гамариал“ является г. Черкесск, ул. Лободина, 78/25. Общество, обращаясь в суд с требованием о признании незаконным постановления от 08.11.2004 N 0006076, указало в заявлении (л.л. 2) этот же адрес.

При таких обстоятельствах рассмотрение налоговой инспекцией административного материала в отсутствие общества правомерно, поскольку соблюдены гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Таким образом, решение от 18.07.2005 необходимо отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Поскольку материалы дела подтверждают наличие в действиях общества состава правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ и налоговой инспекцией соблюден порядок привлечения к административной ответственности, в удовлетворении требований
заявителя следует отказать.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2005 по делу N А25-1616/2005-8 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.