Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 N Ф08-3689/2005-1485А Суд установил, что счет-фактура, по которому возмещался НДС, составлен и выставлен с нарушением порядка, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия НДС к вычету по этому счету-фактуре.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 августа 2005 года Дело N Ф08-3689/2005-1485А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Регион“, представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элиста, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Регион“ на решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-69/2005/1-9, установил следующее.

ООО “Регион“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элиста (далее - налоговая инспекция), выразившегося
в непринятии решения по возмещению НДС и обязании налоговой инспекции возместить НДС за июль 2002 года в сумме 2231667 рублей, произвести зачет в счет текущих платежей по НДС.

Решением от 17.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2005, признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС по заявлению общества, в остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не доказало соблюдение им всех требований Налогового кодекса Российской Федерации для возникновения права на возмещение налога из бюджета, материалами дела подтверждается недобросовестность общества как налогоплательщика.

В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, общество подтвердило надлежащими доказательствами все обстоятельства, связанные с экспортом продукции и уплатой НДС поставщику экспортируемой продукции, книга покупок и счета-фактуры оформлены в соответствии с требованиями, действовавшими на момент их оформления.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 года и документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, и заявило к возмещению 2231667 рублей
экспортного НДС.

Основанием для обращения общества в суд явилось нарушение налоговой инспекцией установленных законодательством сроков рассмотрения вопроса о возмещении сумм НДС по экспортным операциям, а также непринятие решения о возврате либо об отказе в возмещении НДС.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Статьей 165 данного Кодекса определен перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, удостоверяющая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

При этом вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 данного Кодекса, производятся в полном объеме только после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 5 статьи 169 Кодекса установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

В силу пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными
лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Пункт 2 названной статьи и пункт 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, устанавливают перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов. В этот перечень, в частности, входят наименование организации, от имени которой составлен документ, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с расшифровкой.

Необходимость расшифровки подписей в счете-фактуре вытекает из требований нормы права, направленной на установление того обстоятельства, что счет-фактура должна быть подписана надлежащим лицом. Именно на налогоплательщике лежит обязанность принять к налоговому учету надлежаще оформленные счета-фактуры.

Требования статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой определенные последствия в виде отказа в принятии к налоговому вычету или возмещению сумм НДС, предъявленных продавцом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 имеет N 12-П, а не N 12.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12 документы, предусмотренные нормами публичного права, отличаются незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью.

С учетом изложенного кассационная инстанция отклоняет довод заявителя о том, что действующим в спорный период законодательством не предусматривалась обязанность налогоплательщиков по расшифровке подписей в счетах-фактурах.

Суд установил, что счет-фактура от 30.05.2002 N 117, по которому возмещался НДС, составлен и выставлен с нарушением порядка, установленного пунктами
5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия НДС к вычету по этому счету-фактуре.

Из материалов дела следует, что в указанной счете-фактуре отсутствуют адреса грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа по авансовым платежам в счет предстоящих поставок, расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера. За главного бухгалтера счет-фактура подписана неустановленным лицом. Подписи главного бухгалтера в указанной счете-фактуре и в представленном обществом приказе от 30.03.2001 N 2 о принятии Зерновой М.В. на должность заместителя главного бухгалтера не совпадают.

В обоснование фактического поступления выручки от иностранного лица-покупателя общество представило выписку от 05.06.2002 и справку от 21.01.2005 N 142.5-4-08/1456, из которых не видно, оплата какой продукции производилась, по какому контракту, счету, ГТД. Представленное платежное поручение от 04.06.2002 N 2 не имеет отметки банка.

Таким образом, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из недоказанности заявителем наличия обстоятельств, связанных с приобретением товара на российском рынке, впоследствии вывезенного в таможенном режиме экспорта.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Недобросовестные лица, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться теми же правовыми режимами, что и законопослушные налогоплательщики. Нарушение этими лицами требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных правовых последствий такого неправомерного поведения.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд правомерно пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недобросовестности заявителя, наличии в его
действиях злоупотребления правом, влекущих отказ в реализации права на получение возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в спорном размере.

Статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В течение указанного срока налоговый орган проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Поскольку эту обязанность налоговый орган в установленный срок не исполнил, вывод суда о незаконности бездействия налоговой инспекции обоснован.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал и оценил фактические обстоятельства и материалы дела.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не установлены.

В соответствии со статьями 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за
рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на общество.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-69/2005/1-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.