Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2005 N Ф08-3614/05 по делу N А32-17905/2004-34/627-2005-52/41 Ввиду того что налоговой инспекцией соблюден предусмотренный ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ срок для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, действия инспекции по регистрации заявителя соответствуют законодательству и не нарушают его прав. Следовательно, действия налоговой инспекции не могут быть признаны незаконными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2005 г. N Ф08-3614/05

Дело N А32-17905/2004-34/627-2005-52/41

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по г. Краснодару) - Ю. и П., в отсутствие заявителя - Н., уведомленной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.05 по делу N А32-17905/2004-34/627-2005-52/41, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Н. (далее
- предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) по невыдаче заявителю свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица либо невынесении решения об отказе в такой регистрации.

Решением суда от 04.08.04 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция произвела все необходимые действия по проведению государственной регистрации заявителя в качестве предпринимателя без образования юридического лица, в подтверждение чего выдала соответствующее свидетельство о государственной регистрации.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялась.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.04 решение от 04.08.04 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Суд указал, что налоговый орган зарегистрировал Н. в качестве предпринимателя с нарушением срока, предусмотренного Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Однако в материалах дела отсутствуют пояснения налогового органа о причинах уклонения от рассмотрения заявления Н.

Решением от 05.04.05 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд указал, что факты принятия решения и выдачи свидетельства не являются доказательствами, свидетельствующими о соблюдении прав лица, обратившегося с заявлением о регистрации его в качестве предпринимателя, поскольку из материалов дела видно, что налоговым органом нарушен срок принятия решения о регистрации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение от 05.04.05 отменить. Жалоба мотивирована следующим: решение от 12.04.04 о регистрации Н. в качестве предпринимателя принято налоговой инспекцией на основании повторного обращения Н. с соответствующим заявлением от 07.04.04, что свидетельствует о соблюдении инспекцией, предусмотренного законом срока для рассмотрения заявлений о регистрации;
в регистрации на основании заявления от 24.03.04 Н. отказано устно в целях предоставления ей возможности дополнить пакет документов заявлением нового образца и не нести дополнительные расходы по повторному оформлению заявления на регистрацию в качестве предпринимателя.

Изучив материалы дела и выслушав представителей налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица с приложением к нему необходимых документов Н. обратилась 18.03.04.

Решение о регистрации Н. в качестве предпринимателя налоговый орган принял 12.04.04.

Считая, что указанное решение принято с нарушением срока, установленного Федеральным законом Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, Н. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным.

Статьей 22.2 Федерального закона Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрен порядок внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о предпринимателе. Согласно этому порядку для внесения в реестр необходимых сведений в налоговый орган следует предоставить, в том числе, подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ утверждена новая форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 21001. Это постановление вступило в силу с 08.03.04. С этого же числа заявление, оформленное в иной форме, признается поданным в ненадлежащей форме.

В случае непредставления в регистрирующий орган документов необходимых для государственной
регистрации в регистрации может быть отказано (пункт “а“ статьи 23 Федерального закона Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

Как указала налоговая инспекция в дополнительном пояснении по делу, направленном в суд первой инстанции, поданное Н. 18.03.04 заявление оформлено в иной форме (существовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 110). В целях экономии средств заявительницы на повторную оплату государственной пошлины и нотариальное удостоверение документов налоговым органом предложено Н. заполнить заявление согласно новой форме, после чего обратиться за соответствующей регистрацией. После устранения указанного недостатка, 07.04.04 Н. повторно обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации ее в качестве предпринимателя. 12.04.04 заявление удовлетворено. Однако это обстоятельство не послужило препятствием для обращения Н. в суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.

Указанные пояснения налоговой инспекции соответствуют материалам дела. Факт обращения Н. 18.03.04 в налоговый орган подтвержден пометкой почтовой организации, сделанной на описи, направляемых для регистрации документов и не оспаривается сторонами. В числе документов, перечисленных в описи, указана и квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 400 рублей от 17.03.04. Квитанция об оплате пошлины от того же числа приложена Н. и при обращении в налоговую инспекцию 07.04.04.

Таким образом, при повторном обращении Н. в налоговую инспекцию с целью регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявительницей представлено заявление по новой форме, установленной вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, и те же документы, которые представлялись ею в налоговую инспекцию 18.03.04. При выявлении налоговой инспекцией несоответствия поданного Н. заявления о государственной регистрации установленной форме она была вправе отказать в регистрации в письменном виде. Однако
в этом случае регистрационное дело с полученным пакетом документом, в том числе квитанцией об оплате государственной пошлины должно было остаться в налоговой инспекции. При повторном оформлении документов после оформленного отказа в их принятии заявитель должен был заново оформить необходимые документы, в том числе повторно оплатить государственную пошлину. Учитывая, что причиной ненадлежащего оформления заявления при его первоначальной подаче явилось изменение законодательства, отказ в регистрации сделан в устной форме с целью более оперативного исправления выявленного нарушения. Наличие отказа и его обоснованность подтверждаются материалами дела и последующим поведением предпринимателя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что фактически заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного порядка подано Н. 07.04.04, а решение о регистрации принято налоговой инспекцией 12.04.04, суды сделали неверный вывод о пропуске налоговой инспекцией пятидневного срока, предусмотренного Законом для такой регистрации.

В силу пунктов 2 - 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными является их не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ввиду того, что налоговой инспекцией соблюден предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ срок для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, действия инспекции по регистрации Н. только 12.04.04 соответствуют законодательству и не нарушают права заявителя (Н.). Следовательно, действия налоговой инспекции не могут быть признаны незаконными.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.05 по
делу N А32-17905/2004-34/627-2005-52/41 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.