Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2005 N Ф08-2779/2005 В силу статьи “Основания возникновения гражданских прав и обязанностей“ Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания их возникновения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июня 2005 года Дело N Ф08-2779/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс“, представителя от ответчика - администрации муниципального образования г. Нефтекумска, в отсутствие муниципального унитарного предприятия “Жилищное хозяйство“, Финансового управления Министерства финансов Ставропольского края по Нефтекумскому району, Министерства финансов Ставропольского края, Нефтекумской районной государственной администрации, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Нефтекумска на решение от 20.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу
N А63-2115/2003-С3, установил следующее.

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края “Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс“ (далее - государственное предприятие) обратилось с иском в Арбитражный суд Ставропольского края к муниципальному унитарному предприятию “Жилищное хозяйство“ (далее - муниципальное предприятие), Финансовому управлению Министерства финансов Ставропольского края по Нефтекумскому району (далее - финансовое управление) о взыскании 1088522 рублей 48 копеек задолженности (т. 1, л.д. 2).

Требования обоснованы тем, что задолженность с 16.04.2002 по 01.01.2003 образовалась из-за разницы тарифов, установленных Региональной энергетической комиссией Ставропольского края (далее - энергетическая комиссия) и решениями Совета депутатов города Нефтекумска (далее - Совет депутатов) для населения, и составила 1088522 рубля 48 копеек (т. 1, л.д. 72). В связи с возникновением убытков у истца на указанную сумму он просит их взыскать.

Определениями от 29.03.2004 и 27.06.2004 (т. 2, л.д. 27, 77) к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Ставропольского края и администрация муниципального образования города Нефтекумска (далее - администрация). Определением от 23.06.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Нефтекумская районная государственная администрация (т. 2, л.д. 56).

Решением от 20.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005, с администрации взыскано 1088522 рубля. В иске к остальным ответчикам отказано.

Судебные акты мотивированы следующим. Тарифы на тепловую энергию регулируются государственными органами и органами местного самоуправления. Приняв решение об утверждении тарифов на тепловую энергию для населения города Нефтекумска органы местного самоуправления приняли обязательство по возмещению разницы между тарифами, установленными ими и энергетической комиссией. Администрация является распорядителем бюджетных средств муниципального образования, поэтому требования государственного предприятия обоснованы.

В кассационной жалобе администрация
просит судебные акты отменить, принять новое решение по делу. По мнению заявителя, суды не установили незаконность действий администрации, повлекших причинение ущерба государственному предприятию; администрация является исполнительным органом и не вправе распоряжаться бюджетными средствами; спорная сумма не включена в бюджет соответствующего года, соответственно администрация не вправе ее выплачивать; администрация не должна нести ответственность по обязательствам краевых органов.

Нефтекумская районная государственная администрация и финансовое управление сообщили о их ликвидации.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель государственного предприятия с доводами жалобы не согласился, указывая на законность и обоснованность судебных актов.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края подлежат изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие (энергоснабжающая организация) и муниципальное предприятие (абонент) заключили договор от 16.04.2002 N 21, по условиям которого энергоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии на объекты жилого фонда, абонент оплачивает ее (т. 1, л.д. 121). Цена договора определяется количеством отпущенной энергии по тарифам, установленным региональной энергетической комиссией (пункт 5.1).

Постановлением энергетической комиссии края от 25.05.2001 N 1/2 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Ставропольского края“ (т. 2, л.д. 10) для государственного предприятия установлен тариф на тепловую энергию в размере 253 рублей 72 копеек без НДС за 1 Гкал энергии (тариф с НДС равен 304,46 рубля).

Решением Совета депутатов от 20.02.2002 N 15 определен тариф на тепловую энергию для населения в размере 274 рублей 02 копеек за 1 Гкал энергии, включая НДС (т. 1, л.д. 74).

Постановлением энергетической комиссии от 14.05.2002 N 11/1 для государственного
предприятия утвержден новый тариф на тепловую энергию в размере 320 рублей без НДС за 1 Гкал энергии (тариф с НДС равен 384 рублям).

Решением Совета депутатов от 31.07.2002 N 53 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию“ тариф для населения составил 307 рублей 02 копейки за 1 Гкал (т. 1, л.д. 73).

Государственное предприятие оказало услуги на общую сумму 10312600 рублей, подлежащая населением оплата стоимости услуг составила 8178600 рублей. Оплата муниципальным предприятием межтарифной разницы не производилась. Выпадающие доходы предприятия составили 2134100 рублей и компенсированы частично из бюджета Ставропольского края в размере 1045600 рублей (т. 2, л.д. 47). Данные обстоятельства установлены судами и стороны их не оспаривают.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты граждан, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Решениями Совета депутатов от 20.02.2002 N 15 и 31.07.2002 N 53 приняты меры по дополнительной защите граждан г. Нефтекумска. Принятие указанных правовых актов не противоречит положениям Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

По Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Государственное предприятие произвело отпуск тепловой энергии населению, данное обстоятельство не оспаривается. В соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации отношения между гражданами и государственным предприятием регулируется нормами гражданского законодательства.

Согласно статьям 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации правоотношения складываются между поставщиком и потребителем теплоэнергии. На стороне должника выступают два лица: потребитель продукции, который должен уплатить льготную цену, и орган, обязанный (в силу закона или иного нормативного акта) уплатить остальную часть стоимости товара (услуги), которая является дотацией. Устанавливая тариф на тепловую энергию для населения, орган местного самоуправления принял обязательства по предоставлению дотации населению. Доказательства того, что денежные средства выделялись из казны муниципального образования, не предоставлены, поэтому суды обоснованно удовлетворили требования государственного предприятия в размере 1088500 рублей.

Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ при удовлетворении иска к муниципальному образованию взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии их - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну. С учетом отмеченного в резолютивную часть решения и постановления апелляционной инстанции необходимо внести изменение с указанием о взыскании денежных средств за счет казны.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания их возникновения. Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ предусмотрено право населения на дотацию. Поэтому доводы жалобы о том, что орган местного самоуправления не имеет обязательства по погашению разницы в тарифах, кассационная инстанция не принимает.

Довод жалобы о необоснованности возложения ответственности за обязательства субъекта федерации кассационная инстанция не принимает. Компенсация за дополнительные меры социальной защиты граждан, предоставленные субъектом федерации, оплачена. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2115/2003-С3 изменить, дополнив резолютивную часть решения после слов “с администрации муниципального округа г. Нефтекумска“ словами “за счет казны муниципального образования“. В остальной части судебные акты оставить без изменения. Отменить приостановление судебных актов, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2005.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.