Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.05.2005 N Ф08-2348/2005-950А Вывод налоговой инспекции о том, что общество в нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ведет в установленном законом порядке кассовую книгу, допускает неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, что подтверждается наличием неоприходованной суммы по документам бухгалтерской отчетности, актом снятия показаний фискальной памяти с кассовых аппаратов и фискальными отчетами, является правильным и обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 мая 2005 года Дело N Ф08-2348/2005-950А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия заявителя - открытого акционерного общества “Севкавэнергомеханизация“ и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике N 3, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике N 3 на решение от 27.01.2005 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.03.2005 по делу N А25-2865/2004-7, установил следующее.

ОАО “Севкавэнергомеханизация“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам по Карачаево-Черкесской Республике N 3 (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике N 3, далее - налоговая инспекция) от 29.11.2004 N 0006092 о привлечении к административной ответственности в виде 40 тыс. рублей штрафа по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Решением суда от 27.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.03.2005, заявление общества удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция не доказала наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, невнесение обществом сведений о наличных денежных средствах в день их поступления в кассовую книгу образует состав административного правонарушения по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОАО “Севкавэнергомеханизация“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 17.11.2004 налоговая инспекция провела проверку соблюдения ОАО “Севкавэнергомеханизация“ порядка работы с денежной наличностью. В ходе проверки составлены акт проверки, акт снятия показаний фискальной памяти, акт проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины, из которого следует, что журнал кассира-операциониста не заполняется и превышение выручки по фискальным отчетам по сравнению с выручкой по журналу кассира-операциониста составляет 134064 рубля 38 копеек.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2004 N 0006773, согласно которому общество допустило нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании по кассе предприятия наличных денежных средств за 03.11.2004, 05.11.2004, 09.11.2004 и 16.11.2004, на сумму 58047 рублей 20 копеек.

Постановлением налоговой инспекции от 29.11.2004 N 0006092 ОАО “Севкавэнергомеханизация“ привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей.

Общество обжаловало указанное постановление в арбитражный суд, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод суда о непредставлении налоговым органом доказательств совершения административного правонарушения не соответствует обстоятельствам дела.



Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в виде расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров ЦБР от 22 сентября 1993 года N 40.

В соответствии с данным Порядком для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года N 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Журнал кассира-операциониста и справка-отчет кассира-операциониста согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 декабря 1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин“ применяются для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, письмом МНС РФ от 27 августа 1999 года N ВГ-6-16/685 “Об унифицированных формах первичной учетной документации“ журнал кассира-операциониста (КМ-4) и справка-отчет кассира-операциониста (КМ-6) входят в состав первичной учетной документации по учету денежных расчетов.

Следовательно, ссылка налоговой инспекции на нарушения при заполнении журнала кассира-операциониста как на доказательство неоприходования в кассу денежной наличности соответствует нормам действующего законодательства.

Проверкой установлено, что наличные денежные средства, поступившие в кассу общества 03.11.2004, 05.11.2004, 09.11.2004, 16.11.2004 за оказанные услуги в сумме 58047 рублей, отражены в приходных кассовых ордерах от 03.11.2004 N 24, от 05.11.2004 N 26, 09.11.2004 N 27, от 16.11.2004 N 28, а также соответствующих товарных чеках (л.д. 10-21).

Таким образом, вывод налоговой инспекции о том, что общество в нарушение статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ведет в установленном законом порядке кассовую книгу, допускает неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, является обоснованным и не противоречит обстоятельствам дела. Указанные обстоятельства подтверждаются наличием суммы 134064 рубля неоприходованной по документам бухгалтерской отчетности, актом снятия показаний фискальной памяти с кассовых аппаратов и фискальными отчетами.

При указанных обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.

На основании изложенного обжалованные судебные акты подлежат отмене. В удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 29.11.2004 N 0006092 надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.2005 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-2865/2004-7 отменить.

В удовлетворении заявления ОАО “Севкавэнергомеханизация“ отказать.



Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.