Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2005 по делу N А60-28294/2005-С8 Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 25 ноября 2005 г. Дело N А60-28294/2005-С8“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей В.В. Окуловой, Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, при участии: от заявителя - представители не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется телеграмма, которой Государственное Березовское автотранспортное предприятие уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также уведомление о вручении указанной телеграммы руководителю предприятия; от заинтересованного лица - Соболя М.Б., нач. отд., дов. N 02-18/1 от 11.01.2005,

рассмотрел 25.11.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Березовского автотранспортного предприятия на решение Арбитражного суда Свердловской
области от 15.09.2005 (судья Гаврюшин О.В.) по делу N А60-28294/2005-С8 по заявлению Государственного Березовского автотранспортного предприятия к Региональной энергетической комиссии Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Государственное Березовское автотранспортное предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22.08.2005 N 144 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка ценообразования в виде наложения штрафа в сумме 40000 руб.

Решением от 15.09.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Государственного Березовского автотранспортного предприятия, которое с решением не согласно, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.

Оспаривая решение, заявитель жалобы указывает на применение смешанной тарификации проезда: в пределах города - 5 руб., в пригороде - 2,83 руб. за 1 тарифный участок, ссылаясь на Прейскурант 13-02-01 “Единые тарифы на перевозку автомобильным транспортом“ 1982 г.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области считает, что в действиях предприятия имеются состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вина, поскольку оно не соблюдало требования законодательства о государственном регулировании цен и использовало завышенные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

Материалами дела установлено:

Региональной энергетической комиссией Свердловской области в соответствии с заданием от 10.08.2005 N 141 проведена проверка соблюдения порядка ценообразования Государственным Березовским автотранспортным предприятием за период с 01.01.2004 по 10.08.2005. Результаты проверки оформлены актом N 141 от 10.08 - 16.08.2005, которым установлены
факты нарушения предприятием порядка ценообразования, а именно завышение предельного тарифа на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте пригородного сообщения, утвержденного постановлением РЭК от 04.12.2002 N 374-ПК.

Стоимость проезда по маршруту N 166 “г. Екатеринбург - г. Березовский“ до остановки шахта “Южная“ протяженностью 12,4 км сформирована исходя из тарифа 0,887 руб./км (11 руб. / 12,4 км = 0,887 руб./км), вместо предельного размера 0,60 руб./км.

Сумма завышения предельного тарифа от г. Екатеринбурга до остановки шахта “Южная“ по указанному маршруту составила 0,287 руб./км (0,887 - 0,60). Завышение стоимости проезда по маршруту г. Екатеринбург остановка Восточная до остановки шахта “Южная“ г. Березовский составило 3,56 руб. (0,287 x 12,4).

На основании акта проверки и протокола об административном правонарушении от 16.08.2005 заместителем председателя - начальником инспекции по контролю за ценами РЭК Свердловской области вынесено постановление от 22.08.2005 N 144 о наложении на заявителя административного штрафа в размере 40000 руб. за нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельного тарифа на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном транспорте пригородного сообщения. Не согласившись с названным постановлением, Государственное Березовское автотранспортное предприятие обратилось в суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (с изменениями) Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы)
и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (с изменениями) тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщениях (кроме железнодорожного транспорта) включены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким исполнительным органом государственной власти в Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок) является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, что установлено Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ.

04.12.2002 постановлением РЭК Свердловской области N 374-ПК утверждены предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении в размере 5,00 руб. за поездку и предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении в размере 0,60 руб. за километр. При этом стоимость проезда пассажиров автобусами в пригородном сообщении определяется перевозчиками исходя из предельного тарифа за километр пути, утвержденного настоящим постановлением, и протяженности маршрута. Настоящие тарифы являются предельными и могут понижаться перевозчиками исходя из экономической целесообразности.

При этом, согласно Уставу автомобильного транспорта РСФСР, а также Временным правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ, утвержденным Минтранспорта РФ от
29.09.1997, к маршрутам пригородного сообщения относятся маршруты, выходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.

Таким образом, предприятие должно определять стоимость проезда пассажиров автобусами в пригородном сообщении исходя из утвержденного тарифа, не превышающего 0,60 руб. за километр, и протяженности маршрута.

Из материалов дела следует, что в результате выборочной проверки Государственного Березовского автотранспортного предприятия заинтересованным лицом установлено завышение предприятием тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

Данное обстоятельство подтверждается тем, что при перевозке пассажиров в автобусе ФГУП “Березовское АТП“ в пригородном сообщении маршрутом N 166 “г. Екатеринбург - г. Березовский“ применялся тариф 0,887 руб. за километр, вместо предельного в размере 0,60 руб. за километр, стоимость проезда до остановки “Южная“ протяженностью 12,4 км составила 11 руб. При определении стоимости проезда на пригородных маршрутах предприятие исходило из тарифа 2,83 руб. за 1 тарифный участок, ссылаясь при этом на Прейскурант 13-02-01 “Единые тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом“.

Завышение тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Поскольку материалами дела подтверждается завышение предприятием тарифов
на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении, РЭК Свердловской области правомерно привлекла заявителя к административной ответственности по ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Региональной энергетической комиссией Свердловской области был назначен нижний предел штрафа в соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 400 минимальных размеров оплаты труда.

Довод заявителя о том, что к полномочиям РЭК Свердловской области в соответствии с законодательством отнесено только установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях, а не утверждение методических рекомендаций формирования стоимости проезда на пригородных маршрутах, судом отклоняется, поскольку в соответствии с подп. 29 п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области комиссия разрабатывает методические указания и другие инструктивные документы ненормативного характера, разъясняющие порядок формирования и применения цен и тарифов.

Не принимается судом во внимание и ссылка заявителя на Прейскурант N 13-02-01, утвержденный Госкомитетом РСФСР по ценам, от 1982 г., поскольку данный Прейскурант может быть использован только в качестве методического материала при формировании тарифов на перевозку пассажиров.

Исходя из изложенного, постановление Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 22.08.2005 N 144 о привлечении Государственного Березовского автотранспортного предприятия к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2005 оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ПРИСУХИНА Н.Н.

Судьи

ОКУЛОВА В.В.

ШУЛЕПОВА Т.И.